|
находились, когда получили их. Например: один говорит, что ангел сошел к нему в
виде человеческого существа с крыльями и сказал: "Слушай, человек, вот
откровение". Другой говорит, что ему являлось светлое существо – Дева. Третий,
что он видел во сне своего предка, сообщившего ему то, что он передает, и
больше он ничего не знает. Но у всех общее одно – то, что они видели ангелов,
или слышали голос Бога, или видели удивительный сон. Все заявляют, что знание
они получили свыше, а не сами додумались до него. Чему же учит наука Йога? Она
учит, что они совершенно правы, утверждая, что все их знания получены не путем
их собственных размышлений, и вместе с тем объясняет, что эти знания получились
не от кого-либо другого, а из глубины их самих.
Йога учит, что сознание само имеет высшую сравнительно с рассудком форму
сверхсознательного состояния, и что, когда сознание достигает этого высшего
состояния, тогда человек становится обладателем знания высшего, чем рассудочное,
обладателем метафизического знания, которое выше всякого физического знания.
Человек, развивший свое сознание до высшего состояния, становится обладателем
метафизического и трансцендентального знания. Но в то же состояние, высшее
сознательного и недоступное обыкновенной человеческой природе, человек, не
имеющий о нем ни малейшего представления, может иногда прийти случайно, как бы
натолкнуться на него. При этом те трансцендентальные знания, которые он выносит
из этого состояния, он обыкновенно считает полученными извне. Этим объясняется,
почему вдохновение, или трансцендентальное знание, может быть одним и тем же в
разных странах, но в одной стране оно выдается за пришедшее от ангела, во
второй от Дева и в третьей от Бога. Что это значит? Это значит, что сознание
получает знание из своей собственной природы, но что в каждом случае источник
знания объясняется согласно вере и воспитания лица, которое его получило. Суть
в том, что эти различные люди приходили в сверхсознательное состояние случайно,
не понимая его.
Йога говорит, что случайно впадать в это состояние очень опасно. Во многих
случаях является опасность повредить мозг. Как общее же правило вы заметите,
что как бы велики не были люди, приходившие в это сверхсознательное состояние
случайно, не понимая его, они ходят ощупью, во тьме, и попутно со знаниями у
них встречаются всегда некоторые странные суеверия. Кроме того, они подвержены
галлюцинациям. Магомет, например, рассказывает, что ангел Гавриил приходил к
нему однажды в пещеру и посадил его на небесного коня Гарака, на котором они
посетили небеса. Но вместе с тем Магомет высказал и несколько поразительных
истин. Если вы прочтете Коран, то найдете в нем наиболее удивительные истины
смешанными с подобными суевериями. Как объяснить это? Этот человек был
несомненно вдохновлен, но на вдохновение он как бы случайно натолкнулся. Он не
был выработанный упражнениями йог и не знал оснований, в силу которых
действовал. Подумайте о добре, которое сделал для мира Магомет, и о громадном
зле, причиненном его фанатизмом; подумайте о миллионах умерщвленных вследствие
его учения, матерях, лишенных детей, осиротевших детях, целых разрушенных
странах, миллионах за миллионами убитого народа. Изучая жизнь всех подобных
великих учителей, мы находим, что они подвергались такой опасности, но в то же
время видим, что все они были вдохновлены. Каким бы путем ни входил пророк в
сверхсознательное состояние, только всякий раз, как он достигал этого состояния
простою силою возбуждения, одним лишь подъемом своей экзальтированной натуры,
он выносил из него некоторые истины, но также и некоторый фанатизм, некоторое
суеверие, которые причиняли миру столько же зла, сколько величие его учения
приносило добра.
Чтобы разобраться в той массе несообразностей, которая называется человеческой
жизнью, нам необходимо возвыситься над своим рассудком; но мы должны делать это
научно, медленно, правильно упражняясь и отбросив всякое суеверие. Приниматься
за это следует совершенно так же, как за всякую другую науку: мы должны принять
за основание рассудок и следовать за ним до тех пор, пока он будет вести нас; а
когда рассудка окажется недостаточно, он сам укажет нам путь к высшему уровню.
Поэтому каждый раз, как вы слышите, что человек говорит: "На меня нашло
вдохновение", и затем болтает неразумный вздор, не обращайте на него внимания.
Почему? Потому, что три состояния сознания – инстинкт, разум и
сверхсознательность, или несознательное, сознательное и сверхсознательное
состояние, – принадлежат одному и тому же сознанию. В человеке нет трех
сознаний, но одно развивается в другое. Инстинкт развивается в рассудок, а
рассудок в трансцендентальное сознание. Поэтому одно никогда не противоречит
другому. Итак, когда бы вы ни встретились с дикими утверждениями, которые
противоречат человеческому рассудку и здравому смыслу, отвергайте их без всякой
боязни, потому что настоящее вдохновение никогда не противоречит рассудку, но
только дополняет его. Вы знаете изречение великого Пророка: "Я пришел не
разрушить, но дополнить". Совершенно так же и вдохновение всегда приходит, чтоб
дополнить рассудок, и всегда строго согласуется с ним. Все же, что противоречит
рассудку, – знайте, – это не вдохновение.
Все различные ступени Йоги имеют целью привести нас к сверхсознательному
состоянию, или Самадхи. В высшей степени важно усвоить себе, что вдохновение в
такой же мере свойственно каждой человеческой натуре, как оно было свойственно
древним пророкам. Эти пророки не были исключением; они были совершенно такими,
как вы или я. Они были только великие йоги. Они достигли сверхсознательности;
но и вы и я можем достигнуть того же. Они вовсе не были особенными людьми.
Простой факт, что один человек когда-нибудь достиг такого состояния, доказывает,
что и для всякого человека оно возможно. И не только возможно, но каждый
человек обязан стремиться достигать такого состояния, и в этом-то и состоит
религия. Опыт есть единственный наш учитель. Мы можем толковать и рассуждать
|
|