|
не могут еще отказаться от всякого могущества. Их сознания на некоторое время
погружаются в природу, чтоб выйти из нее властелинами. Такие боги есть. Мы все
будем такими богами, и, согласно санкхья, Бог, о котором говорится в Ведах, на
самом деле значит одна из этих свободных душ. Выше их нет одного вечно
свободного и блаженного создателя вселенной. Но йоги говорят: «Нет, есть Бог;
есть одна Душа, отличная от всех остальных душ, и Он есть Вечный Властитель
всего созданного, Вечно Свободный Учитель всех учителей». Йоги признают, что те,
которых санкхья называет погруженными в природу, также существуют, что есть
йоги, которые не достигли совершенства и, хотя на время лишенные достижения
цели, остаются правителями части вселенной.
19. (Самадхи, не сопровождаемая крайним отречением,) становится причиною новых
явлений богов и тех, которые слились с природой.
Богами в индусских системах называются достигшие значительного, но не полного
совершенства души, исполняющие некоторые высокие миссии.
20. Другими эта самадхи достигается путем веры, энергии, памяти, сосредоточения
и различения действительного.
Это суть те, кто не желает положения богов или даже управляющих циклами. Они
достигают освобождения.
21. Успех достигается быстро при наивысшей энергии.
22. Они (самадхи) затем различны в зависимости от употребленных средств: легких,
средних или высших.
23. Или преданностью Ишваре.
24. Ишвара (верховный правитель) есть особая пуруша, непричастная страданию,
следствию действий или желаний.
Мы опять должны вспомнить, что эта философия йога Патанджали основана на
философии санкхья, но только в последней нет места для Бога, тогда как йоги
признают существование Бога, не признавая, однако, многих идей о Нем, как,
например, создания. Бог как создатель вселенной не подразумевается под Ишварой
йогов, хотя, согласно Ведам, Ишвара есть создатель вселенной. Так как вселенная
гармонична, она должна быть проявлением одной воли. Йоги, как и санкхья,
избегают вопроса о создании, но, желая установить бытие Бога, приходят к
понятию о Нем своим, особенным способом. Они говорят:
25. В нем становится бесконечным то всеведение, которое в других только в
зародыше.
Сознание постоянно переходит от одной крайности к другой. Вы можете думать об
ограниченном пространстве, но самая мысль о нем приводит вас к беспредельному
пространству. Закройте ваши глаза и думайте о маленьком пространстве в то самое
время, как вы представляете маленький круг, вокруг него представится круг
беспредельного протяжения. То же самое со временем: попробуйте думать об одной
секунде, и вместе с актом этого представления явится представление о времени
безграничном. То же и со знанием: человек обладает только зачатком знания; но
вы не можете не мыслить бесконечного знания вокруг него, так как сама наша
природа подсказывает нам, что существует неограниченное знание. Это
неограниченное знание йоги называют Богом.
26. Он, будучи не ограничен временем, есть наставник самых древних учителей.
Несомненно, что все знание – внутри нас самих, но оно должно быть вызвано
посредством другого знания. Хотя способность знать заключается внутри нас, она
должна быть вызвана, и этот вызов знания может быть достигнут, как говорит один
йог, через другое знание. Мертвая, неразумная материя никогда не вызывает
знания; знание обнаруживается действием знания. Знающие существа должны быть с
нами, чтобы вызвать то, что есть в нас, так что учители были всегда необходимы.
Мир никогда не был без них, и никакое знание не могло прийти без них. Бог есть
учитель всех учителей, потому что эти учители, как бы они ни были велики – боги
или ангелы, – все были связаны и ограничены временем, а Бог не ограничен
временем. Йоги, таким образом, приходят к двум своим особенным выводам. Первый
тот, что, думая об ограниченном, сознание должно думать о неограниченном и что,
|
|