|
наблюденному, я отвергаю его и не верю ему. Существует три рода доказательств.
Во-первых, прямое восприятие – пратьякшам: все, что мы видим и чувствуем, есть
доказательство, если ничто не вводит в заблуждение чувства; я вижу мир, и это
достаточное доказательство, что он существует. Во-вторых, анумана – заключение:
вы видите признак и от этого признака приходите к предмету, им обозначаемому.
В-третьих, аптавакьям – прямое наблюдение йога, т. е. одного из тех, кто познал
истину. Все мы стремимся к знанию, но вы и я должны стремиться настойчиво, и
приходим к знанию посредством долгого, утомительного процесса размышления, а
йог, настоящий йог, обходится без всего этого. Перед его умом прошедшее,
настоящее и будущее – подобно книге, которую он читает; он не нуждается во всем
этом скучном процессе, и его слова суть доказательства, потому что он видит
значение в себе самом, он Всезнающ. Таковы, например, авторы священных писаний.
Поэтому священные писания суть доказательства, и, если бы кто-нибудь из их
авторов (апта) жил теперь, их слова были бы доказательствами. Некоторые
философы оспаривают таких апта и спрашивают: что доказывает, что сказанное ими
правда? Правда потому, что они видели то, что говорят, а все, что я вижу, есть
доказательство, если оно не противоречит прежнему знанию. Есть знание вне
чувств, и всегда, как оно ни противоречит разуму и прежнему человеческому опыту,
это знание есть доказательство. Но какой-нибудь сумасшедший может прийти в эту
комнату и сказать, что он видит кругом себя ангелов. Что же, это будет также
доказательство? Нет, это доказательством не будет. Во-первых, то, что может
быть доказательством, должно быть действительным знанием, во-вторых, оно не
должно противоречить прежнему, и, в-третьих, оно должно соответствовать
характеру сообщающего. Говорят, что характер человека не имеет значения, а
важно лишь то, что он говорит. Это верно в других вещах: человек может быть
злым и все-таки сделать астрономическое открытие; но в религии не так, потому
что ни один нечистый человек никогда не будет иметь возможности овладеть
религиозными истинами. Поэтому прежде всего мы должны знать, что человек,
который объявляет себя аптой, вполне неэгоистичное и святое лицо; во-вторых,
что он был вне чувств; в-третьих, что то, что он говорит, не противоречит
прежнему знанию человечества. Никакое новое открытие истины не противоречит
прежней истине, но согласуется с ней. В-четвертых, эта истина должна
предоставлять возможность проверки. Если человек говорит: «Я видел видение» – и
заявляет, что для меня оно недоступно, я ему не верю. Каждый должен иметь
возможность сам его видеть. Никто, кто продает свое знание, не есть апта. Все
эти условия должны быть соблюдены. Во-первых, вы должны знать, что человек чист
и что он не имеет никаких корыстных побуждений, что он не жаждет выгоды или
славы. Во-вторых, он должен показать, что обладает сверхзнанием. В-третьих, он
должен показать нам что-нибудь, сведения о чем мы не можем получить от наших
чувств и что доставляет пользу миру. Мы должны видеть, что оно не противоречит
другим истинам; если оно противоречит другим научным истинам, немедленно
отбросьте его. В-четвертых, человек этот никогда не должен выдавать себя за
что-то особенное, но представлять собою только то, чего всякий другой может
достигнуть. Итак, есть три рода доказательств: прямое чувство познавания,
заключение и слова апты. Я не могу точно перевести это слово. Оно не значит
вдохновленный, потому что вдохновение приходит извне, тогда как апта – от
самого себя. Буквальное значение этого слова – «достигший».
8. Неразличение есть ложное знание, не подтверждаемое действительностью.
Второе видоизменение вритти
[1]
есть неразличение, ошибочное принятие одной вещи за другую, как, например, если
кусок жемчужной раковины принять за кусок серебра.
9. Устное заблуждение происходит от слов, не имеющих (соответствующей)
реальности.
Есть особый род вритти, называемый викальпа. Произнесено слово, и мы, не дав
себе времени обсудить его истинное значение, немедленно переходим к заключению.
Это признак слабости читты. Теперь вы можете понять, в чем состоит сдержанность.
Чем слабее человек, тем меньшею способностью сдерживаться он обладает.
Наблюдайте за собою постоянно в этом отношении. Когда вы готовы впасть в гнев
или печаль, разберите, как может быть, что какое-нибудь полученное вами
известие ввергает ваше сознание во вритти.
|
|