|
оно распадается и от него ничего не остается. Итак, читта – материя сознания, а
вритти – волны и зыбь, возникающие в ней, когда по ней ударяют внешние причины.
Эти вритти и есть вся наша вселенная. Дно озера мы не можем видеть, потому что
поверхность покрыта зыбью. Тогда, когда зыбь пропадет и вода успокоится, мы
можем увидеть проблеск дна. Если вода мутна, дна не видно; если вода постоянно
волнуется, дна также нельзя видеть, и, только когда вода прозрачна и спокойна,
мы видим дно. Это дно озера – наша собственная настоящая душа; самое озеро –
читта и волны – вритти.
Сознание бывает в трех состояниях. Одно состояние – это темнота, оно называется
тамас и совершенно такое, как у зверей и идиотов; оно приходит в движение,
только чтобы причинять вред другим; никакая другая идея не приходит в это
состояние сознания. Второе состояние сознания – деятельное – раджас, которого
главные побуждения суть власть и наслаждение – «Я хочу быть могущественным и
управлять другими». Затем, наконец, когда волны успокаиваются и вода озера
становится прозрачною, является состояние, называемое саттва – ясность,
спокойствие. Оно не бездеятельно, но скорее напряженно деятельно. Оно есть
величайшее проявление спокойной силы и легко становится деятельным. Дайте
свободу поводьям, и лошади выбросят вас. Это может сделать каждый; но тот, кто
может остановить несущих лошадей, тот сильный человек. Что требует больше силы:
предоставить бежать или удержать? Спокойный человек не тот, кто бездействует,
но тот, кто останавливает волны, и не следует ошибочно принимать саттву за
инертность или леность. Деятельность есть проявление низшей силы, спокойствие –
высшей.
Читта всегда стремится принять свое естественное ясное состояние, но органы
выводят ее из него. Сдержать ее, обуздать склонность к материальному и
направить эту склонность обратно к разумному существу (т. е. душе) есть первый
шаг в йоге, потому что только этим способом читта может принять свойственное ей
спокойное состояние. Хотя читта есть у всех животных, от самого низшего до
самого высшего, но только в человеческой форме мы находим разум, и, пока
материя сознания не может принять формы разума, для нее невозможно пройти через
все ступени и освободить душу. Для коровы или собаки, хотя они и имеют сознание,
непосредственно достигнуть блаженства невозможно, потому что их читта не может
пока принять ту форму, которую мы называем разумом.
Читта проявляется в различных формах: беспорядочности, помраченности, слабости
и сосредоточенности. Это четыре состояния, в которых проявляется материя
сознания. Первая, беспорядочная форма, есть деятельность, она стремится
проявляться в форме удовольствия или страдания. Следующая, тупая форма –
помраченность, единственное побуждение которой – вредить другим. Комментатор
говорит, что первая форма есть естественная для дэвов, ангелов, а вторая –
демонская форма. Викшипта есть форма, когда материя сознания стремится к своему
центру. Экагра, сосредоточенная форма читты, есть то, что приводит нас к
самадхи.
3. В это время (время сосредоточения) зрящий (пуруша) покоится в своем
собственном (естественном) состоянии.
Как только волны остановились и озеро стало спокойным, мы видим дно его. То же
и с сознанием: когда оно спокойно, мы видим то, что составляет нашу собственную
природу; не смешиваем себя ни с чем, но остаемся сами собою.
4. В остальное время (вне сосредоточения) зрящий сливается со своими
видоизменениями.
Например, я огорчен, потому что кто-то порицает меня. Это видоизменение вритти,
и я отождествляю себя с ним; в результате – страдание.
5. Есть пять разрядов видоизменений, связанных со страданием и не связанных.
6. Таковы: правильное знание, неразличение, устное заблуждение, сон и память.
7. Прямое восприятие, заключение и свидетельство компетентного лица суть
доказательства.
Если два из наших восприятий не противоречат одно другому, мы считаем это
доказательством; если же я слышу нечто, но оно противоречит чему-нибудь, раньше
|
|