Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Йога :: Свами Вивекананда :: Вивекананда Свами - Афоризмы йога Патанджали
<<-[Весь Текст]
Страница: из 43
 <<-
 
свернувшийся рассудок. Распознавание свертывается и становится автоматичным, 
самскара. Поэтому совершенно последовательно считать, что все в этом мире, что 
мы называем инстинктом, есть просто свернутый рассудок. Так как рассудок не 
может явиться без опыта, поэтому всякий инстинкт есть результат прежнего опыта. 

Цыплята боятся ястреба, а утки любят воду, и это в обоих случаях результат 
прежнего опыта. Тогда возникает вопрос: принадлежит ли эта опытность отдельной 
душе или просто телу? Инстинкт у утки есть ли опытность ее предков или ее 
собственный? Новейшие ученые считают, что она принадлежит телу; но йоги того 
мнения, что это опытность сознания, сообщаемая им телу. Это называется теорией 
перевоплощения. Мы видели, что все наше знание – назовем ли мы его восприятием, 

рассудком или инстинктом – должно получаться единственным путем, называемым 
опытом, и что все, что мы называем теперь инстинктом, есть результат прежнего 
опыта, выродившегося в инстинкт, и что инстинкт перерождается опять в рассудок. 

Это верно в применении ко всему во вселенной, и на этом построены в Индии 
главные доказательства перевоплощения. Повторявшиеся опыты разных страхов со 
временем произвели привязанность к жизни. Ребенок инстинктивно испытывает страх,

 потому что у него есть прежний опыт страдания. Даже у наиболее ученых людей, 
которые, зная, что тело перестанет существовать, говорят: «Что за дело, мы 
имеем сотню жизней – душа не может умереть», – даже у них при всем убеждении их 

разума мы встречаем эту привязанность к жизни. Что же такое эта привязанность к 

жизни? Мы видели, что она стала инстинктивной. На психологическом языке йогов, 
она стала самскарами. Самскары, тонкие и скрытые, спят в читте. Все прежние 
опыты смерти, все то, что мы называем инстинктом, есть опыт, ставший 
подсознательным. Он пребывает в читте и не бездеятелен, но работает в глубине. 
Те вритти читты, те волны сознания, которые грубы, мы можем замечать и 
чувствовать, они могут быть легко управляемы; но что сказать об этих тонких 
инстинктах? Как управлять ими? Когда я сержусь, все мое сознание становится 
одной огромной волной гнева. Я чувствую ее, вижу, направляю, могу легко 
производить с нею опыты, могу бороться с нею; но я не буду иметь полного успеха 

в этой борьбе, если не буду в состоянии спуститься вниз. Кто-нибудь говорит мне 

что-нибудь очень грубое, и я начинаю чувствовать, что горячусь; а он продолжает,

 пока я не становлюсь совсем сердитым, забываюсь, отождествляю себя с гневом. 
Когда он только начинает оскорблять меня, я еще думаю: «Я сейчас рассержусь»; 
гнев был одно, а я – другое; но, рассердившись, я сам стал гневом. Эти чувства 
должны быть управляемы в зародыше, корне, в их тонкой форме, раньше даже, чем 
мы осознали, что они действуют на нас. Огромному большинству человечества эти 
тонкие состояния чувств, состояния, когда они медленно поднимаются из-под 
сознательности, даже незнакомы. Когда пузырек поднимается со дна озера или даже 

когда он дошел близко к поверхности, мы не видим его и узнаем, что он есть 
только тогда, когда он лопается и производит рябь. Мы будем иметь успех в 
борьбе с волнами только тогда, когда сможем овладеть ими в их неосязаемых 
причинах; а если мы не можем овладеть ими и укротить их раньше, чем они стали 
грубыми, тогда нет никакой надежды победить вполне какую бы то ни было страсть. 

Чтобы управлять нашими страстями, мы должны управлять ими в самом их корне; 
только тогда мы будем в состоянии выжечь самые семена. Как жареные семена, 
брошенные в землю, никогда не взойдут, так и эти страсти никогда не возникнут.

10. Они, чтобы быть управляемы противоположными видоизменениями, должны быть 
тонкими.

Как могут быть управляемы тонкие самскары? Мы должны начинать с больших волн и 
опускаться ниже и ниже. Когда большая волна гнева возникла в сознании, мы 
должны управлять ею возбуждением большой противоположной волны, например думая 
о любви. Случается, что мать очень рассержена на своего мужа, но в это время 
входит ребенок, и она целует дитя: старая волна исчезает и возникает новая – 
любовь к ребенку. Одна подавляет другую. Любовь противоположна гневу. Итак, мы 
видим, что возбуждением противоположных волн можем победить те, которые хотим 
устранить. Если мы возбудим в нашей тонкой природе эти тонкие противоположные 
волны, они обуздают тонкие действия гнева ниже поверхности сознания. Мы знаем 
теперь, что все инстинктивные действия сперва начинаются как сознательные и 
становятся все тоньше и тоньше. Так что если волны добра будут постоянно 
возбуждаться в сознательной читте, они опустятся, станут тонкими и будут 
противодействовать формам самскары, соответствующим злым мыслям.

11. Посредством размышления устраняются видоизменения.

Размышление есть одно из самых сильных средств управления возникновением 
больших волн. Размышлением вы можете заставить сознание уничтожить эти волны, и,

 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 43
 <<-