|
стали добрыми, останутся еще животные, которые должны стать людьми и пройти
через те же испытания, а за ними и растения.
Мы знаем наверняка, что мощная река течет к океану и что плывущие в ней куски
соломы и обломки разбитых судов, как бы ни стремились вернуться назад, в конце
концов, хотят они или нет, все будут принесены в этот бесконечный океан. Также
и в жизни, со всеми ее радостями и горестями, улыбками и слезами, верно одно,
что она течет к океану бесконечности, и вопрос только во времени – когда именно
вы и я, растения и животные, и каждая частица где бы то ни было существующей
жизни будет принесена в бесконечный океан Жизни, Свободы и Бога.
Позвольте мне еще раз сказать, так как эта ошибка часто повторяется, что
принципы веданты не заключают в себе ни оптимизма, ни пессимизма. Веданта не
утверждает, что весь этот мир – зло, но и не говорит также, что он весь – добро.
Она утверждает, напротив, что наше зло не более важно, чем наше добро, и наше
добро имеет не больше ценности, чем наше зло. Оба они – части одного целого.
Таков мир, и зная его природу, мы должны терпеливо трудиться. Но вы спросите:
зачем, для чего трудиться? Если таково действительное положение вещей, то что
же мы можем сделать? Почему не сделаться агностиками? Современный агностик ведь
также находит, что разрешения вопроса нет, или, как мы говорим в Индии, нет
выхода из-под этого покрывала майи. Поэтому удовлетворимся тем, что есть, и
будем наслаждаться жизнью. Но это опять заблуждение, страшное и в высшей
степени нелогичное. Заблуждение в том, что тот, кто ставит вопрос таким образом,
очевидно, понимает под окружающей нас жизнью только физическое бытие. В этом
даже лучшие из нас тогда мало чем отличаются от животных. Но я уверен, что
среди нас нет ни одного человека, живущего лишь своими чувствами: для нас
(присутствующих на лекции и читателей) она представляет собой нечто значительно
большее. Наши чувства и мысли – также части нашей жизни, и разве стремление к
идеалу, к совершенствованию не наиболее важная составная часть целого? По
мнению агностика, мы должны принимать жизнь такой, как она есть. Но она
включает в себя наши личные радости и горести, наши идеалы и чувства, и прежде
всего – неустанный поиск идеала, стремление к совершенству, составляющее основу
жизни. Агностик принимает за жизнь все существующее, минус этот последний
элемент, и так как он приходит к заключению, что способ ее улучшения не может
быть найден, то он отбрасывает все его поиски. Но мы должны быть свободны в
этом отношении и потому не можем быть агностиками и смотреть на мир их глазами.
Итак,
майя
ведантиста – это Природа, Вселенная. Все религии, от самой примитивной до
наиболее возвышенной, представляют собой попытки выйти из этой майи. Выражаются
ли они в мифологии и символах, в историях богов и ангелов, демонов и домовых,
святых и ясновидцев, великих людей или пророков или в отвлеченностях философии,
все они имеют одну цель – стремление вывести нас за пределы
майи
, открыть нам нечто, что выше ее. Одним словом, все они стремятся к свободе.
Сознательно или бессознательно, человек чувствует себя связанным, и что он – не
то, чем хотел бы быть. Это приходит ему на ум, как только он начинает замечать
мир вокруг себя. Он сразу видит, что он в рабстве, что внутри его есть что-то,
что хочет улететь туда, куда тело последовать не может. Даже в самых
примитивных религиозных системах, в которых умершие предки и другие духи –
большей частью свирепые и жестокие – стерегут дома своих друзей и очень любят
кровопролития и крепкие напитки, даже там мы находим одно общее побуждение –
свободу. Человек, поклоняющийся богам, видит в них прежде всего большую свободу,
чем в себе самом: если дверь заперта, это для богов ничего не значит; они
проходят сквозь стены, физические преграды не представляют для них никаких
препятствий. Эта идея свободы растет, пока не придет к понятию Одного Личного
Бога, неподвластного ограничениям майи.
Я словно бы слышу голос, более значительный, чем мой, и чувствую, как будто мы
слушаем обсуждение этого вопроса древними индусскими мудрецами в их лесных
обителях. И несмотря на то, что даже самый старейший и святой не пришел к
решению этой проблемы, вдруг встает юноша и заявляет: «Слушайте, дети
бессмертия! Вы, живущие в высших сферах! Я нашел путь! Есть путь из этого мрака,
и этот путь – постижение Того, Кто выше мрака!»
В той же Упанишаде говорится, что мы окружены
майей
и что это ужасно, так как пробиться сквозь нее невозможно. Если человек скажет:
|
|