|
а это достигается только путем специальных упражнений. С самого детства мы
приучены обращать внимание только на внешние предметы и никогда – на
внутренние; и большинство из нас почти утратили способность наблюдать свой
внутренний мир. Обратить сознание как бы вовнутрь – задержать его там и затем
сосредоточить все его силы и направить их на само сознание, чтобы оно могло
узнать свою собственную природу, анализировать самого себя, – дело очень
трудное. Тем не менее это единственный путь сколько-нибудь научно подойти к
предмету изучения.
Какая польза в таком знании? Прежде всего знание само по себе есть высшая
награда за труд, употребленный для его достижения. Есть и огромная практическая
польза – это знание уничтожит все наши страдания. Когда путем анализа своего
собственного разума человек станет, так сказать, лицом к лицу с тем, что
никогда не разрушается, что по своей натуре вечно чисто и совершенно, он
перестанет быть жалким и несчастным. Все страдания происходят от боязни, от
неудовлетворенных желаний. Если человек поймет, что в действительности он
никогда не умирает, у него не будет больше страха смерти. Если он узнает, что
он совершенен, он не будет иметь никаких суетных желаний; а если обе эти
причины отсутствуют, не будет больше горестей, станет возможной полная гармония
даже в земном теле.
Существует только один метод приобрести это знание – это метод, называемый
сосредоточением.
Химик в своей лаборатории сосредоточивает всю энергию своего ума в один фокус и
направляет ее на вещества, которые исследует, и таким образом открывает их
секреты. Астроном сосредоточивает всю энергию своего ума и направляет ее через
телескоп на небо, и звезды, солнце и луна открывают ему свои тайны. Чем больше
я сосредоточиваю мои мысли на том, о чем говорю вам, тем больший свет могу
пролить на него. Вы слушаете меня, и чем больше сосредоточите ваши мысли, тем
яснее усвоите то, что я говорю.
Как все это познание мира могло бы быть достигнуто без сосредоточения сил ума?
Природа готова обнаружить перед нами свои тайны, надо только знать, как
подступиться к ней, как дать ей достаточно сильный импульс; сила же импульса
рождается благодаря сосредоточению. Сила человеческого разума не имеет пределов.
Чем более он сосредоточен, тем больше силы будет вызвано для приложения к
отдельной точке, а в этом и весь секрет.
Легче сосредоточить ум на внешних предметах – ум, естественно, стремится к
внешнему, но там, где дело идет о религии, психологии или метафизике, там
субъект и объект – одно. Объект здесь внутренний – само сознание представляет
собой объект, и необходимо изучать сознание. Мы знаем, ум имеет особенность,
называемую рефлексией. Я сейчас говорю с вами, но в то же время как бы стою в
стороне, точно другое лицо, и знаю и слышу, что говорю. Вы работаете и думаете
в одно и то же время; другая часть вашего ума как бы отделена и следит за тем,
о чем вы думаете. Силы ума должны быть сосредоточены и обращены на него самого;
и как темные места обнаруживают свои тайны при проникающих лучах солнца, так
этот сосредоточенный ум проникнет в свои собственные самые сокровенные тайники.
Так мы подойдем к основанию веры, источнику чистой, истинной религии. Мы увидим
сами, имеем ли мы душу, продолжается ли жизнь пять минут или вечность, есть ли
во Вселенной Бог или нет. Все это откроется нам. Это то, чему учит раджа-йога.
Задача всех ее указаний заключается прежде всего в том, чтобы научить
сосредоточению сознания, чтобы открывать его сокровенные области, а также в том,
чтобы уметь обобщать факты и делать из них объективные выводы. Раджа-йога
доступна людям любого вероисповедания и мировоззрения – деисты ли мы или
атеисты, христиане, иудеи или буддисты. Мы человеческие существа, и этого
довольно. Каждое человеческое существо имеет право и возможность стремиться к
религии; каждый человек имеет право ставить вопрос: «Почему?» – и возможность
разрешить его, если только даст себе труд заняться им.
Итак, мы видим, что для изучения раджа-йоги нет надобности ни в каком доверии
или вере. Она сама учит вас: не верьте ничему, в чем сами не убедились. Истина
для поддержания самой себя не требует никаких подпорок.
Вы, может быть, скажете, что для убеждения в возможности такого пробужденного
сознания требуется некоторого рода фантазия, но это не так. Необходимо только
изучение раджа-йоги, требующее, правда, много времени и постоянных упражнений –
частью физических, но большей частью умственных.
По мере продвижения вперед мы увидим, как тесно сознание связано с телом. Если
мы признаем, что сознание есть только более тонкая часть тела и что сознание
действует на тело, то и тело должно действовать на сознание. Если тело
нездорово, сознание становится больным; если тело здорово, сознание остается
здоровым и устойчивым. Если кто-нибудь раздражается, сознание становится
беспокойным; а раз сознание беспокойно, тело также делается дисгармоничным. У
большинства людей сознание, увы, подчинено телу и очень мало развито. Огромная
|
|