Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Йога :: Свами Вивекананда :: Свами Вивекананда - Мудрость йоги
<<-[Весь Текст]
Страница: из 117
 <<-
 
состояние называется
самадхи.
Дхарана, дхьяна и самадхи все вместе называются
самаяма.
Если сознание может сначала сосредоточиться на одном предмете, оставаться в 
этом сосредоточении некоторое время, а затем остановиться только на одной 
внутренней части восприятия, следствием которого было представление о предмете, 

все придет к подчинению такому сознанию.

Медитативное состояние – это высшее состояние существования. Пока сознание 
человека находится под властью желаний, никакое реальное счастье невозможно. 
Только созерцательное наблюдение предметов, подобное как бы отношению свидетеля 

к событию, приносит нам действительное удовлетворение и счастье. Животные 
находят свое счастье в чувствах, человек – в разуме, а Бог – в духовном 
созерцании. Только для души, достигшей созерцательного состояния, мир 
становится действительно прекрасным. Для того, кто ничего не желает и не 
отождествляет себя ни с чем, бесконечные изменения природы представляют одну 
сплошную панораму красоты и величия.

В дхьяне, или размышлении, многое станет нам ясно. Мы слышим звук. Здесь, 
во-первых, имеется внешнее колебание, во-вторых, нервный импульс, который 
приносит его к сознанию, в-третьих, реакция со стороны сознания, вместе с 
которой появляется представление о предмете, послужившем внешней причиной этих 
различных изменений, от колебания воздуха до умственной реакции. Эти три 
процесса называются в йоге:
сабда
(звук),
артха
(значение) и
джнана
(знание). На языке физиологии они называются: колебание воздуха, движение в 
нервах и мозге и умственная реакция. В настоящее время эти три различных 
процесса настолько у нас смешались, что стали совершенно неразличимы. 
Действительно, мы не можем теперь воспринимать ни одной из этих причин; мы 
только видим следствие всех трех и называем его внешним предметом. Но так как 
всякое восприятие заключает в себе все эти три причины, то нет никакого 
основания думать, что мы ни при каких условиях не в состоянии различать их.

Посредством предварительных упражнений наше сознание укрепится и будет вполне 
подчинено нам, и мы приобретем способность тонкого восприятия. После этого 
следует перейти к упражнению сознания в медитации. Медитация должна иметь своим 

предметом сначала внешние явления, а затем постепенно подниматься ко все более 
и более тонким, пока не станет беспредметной. Сначала она должна быть 
направлена на восприятие внешних причин ощущений, потом – внутренних движений и 

затем – реакции сознания. Когда медитативное сосредоточение достигнет 
познавания внешних причин ощущений как таковых, практикующий приобретет 
способность видеть тонкоматериальные планы бытия, тонкие тела и формы. 
Достигнув способности воспринимать внутренние движения как таковые, сознание 
будет в состоянии управлять всеми умственными волнами в себе и в других даже 
раньше, чем эти волны преобразуются в физические силы. А когда йог сделается 
способным воспринимать умственную реакцию как таковую, он приобретет знание 
всего, так как любой физический предмет и любая мысль являются результатом этой 

реакции. Тогда он как бы увидит настоящие основания своего сознания и станет 
полным его властелином. Йог приобретет разные необычные способности, но если он 

соблазнится возможностью воспользоваться какой-нибудь из них в эгоистических 
целях, путь к дальнейшему совершенствованию будет для него закрыт. Таковы 
гибельные последствия погони за наслаждениями. Но если йог достаточно тверд, 
чтобы отказаться даже от использования этих чудесных способностей, он достигнет 

цели йоги – совершенного успокоения волн в океане сознания. Тогда величие его 
души, не затемненное никакими суетными желаниями сознания или тела, воссияет в 
полном блеске, и йог увидит наконец себя таким, каков он есть и каким был 
всегда, – всеведущим, бессмертным и вездесущим.
Самадхи свойственно любому человеку, более того, даже любому животному. От 
самого примитивного животного до самого высшего ангела – каждое живое существо 
рано или поздно должно прийти к этому состоянию, и тогда и только тогда ему 
станет доступна религия. А пока все это время что же мы делаем? Мы только 
стремимся к этому состоянию. Пока нет никакой разницы между нами и тем, кто не 
имеет никакой религии, потому что у нас не было личного духовного опыта. А если 

упражнения в сосредоточении не приведут нас к практике духовного познания, 
какая тогда от них польза? Упорно выполняемые, они наверняка приведут к 
желаемой цели, потому что каждая из традиционных ступеней к достижению самадхи 
строго обдумана, надлежащим образом разработана и составлена вполне научно. 
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 117
 <<-