|
Понятие йоги включает в себя огромную область знаний, но школы санкхьи и
веданты употребляют его для обозначения отдельных аспектов этой области знаний.
Предметом данной работы является часть йоги, называемая раджа-йогой.
Всем, кто хотел бы заняться этим предметом, дается несколько простых, но
подробных указаний. И при этом им серьезно и настоятельно указывается, что, за
немногими исключениями, йогу можно безопасно изучать только при
непосредственном общении с учителем. Впрочем, если эти беседы смогут в ком-либо
пробудить желание к дальнейшему ознакомлению с учением, учитель обязательно
найдется.
Глава I. Вступление
Все наши знания основаны на опыте. То, что называется обобщенным знанием, в
котором мы идем путем заключений от менее общего к более общему или от общего к
частному, имеет своим базисом опыт. Положения так называемых точных наук легко
признаются верными потому, что любой может проверить их на личном опыте. Ученый
не предлагает вам поверить во что-либо; если же он делает выводы из результатов
собственных опытов и сообщает вам свои заключения, то при этом всегда ссылается
на какие-нибудь данные, известные всему миру. В каждой точной науке есть
основание, известное всему человечеству, так что каждый может судить о верности
или ошибочности делаемых из него заключений. А что можно сказать о религии?
Имеет ли она такое основание? На этот вопрос мне приходится отвечать и
утвердительно и отрицательно. Религии, как их проповедуют во всем мире,
основаны на предании и вере, и в большинстве случаев состоят только из разных
теорий, которые в свою очередь основаны на вере. В этом и заключается причина,
почему все эти религии оспаривают одна другую. Один говорит, что есть великое
существо, сидящее над облаками и управляющее Вселенной, и предлагает мне верить
этому, полагаясь только на его личный авторитет. Но с таким же основанием я
могу иметь свои собственные воззрения и требовать, чтобы другие им верили, хотя
я и не в состоянии привести какие-либо доказательства. Вот почему религия и
метафизическая философия пользуются теперь такой дурной репутацией. Каждый
образованный человек полагает, что «религии – только набор теорий без всякого
критерия для их оценки; каждый проповедует свои собственные любимые идеи». Но
при всем том я должен сказать вам, что опытное основание для всеобщей
религиозной веры существует, и именно из него вытекают все различные теории и
все изменяющиеся идеи разных сект в разных странах. Обращаясь к источнику
религий, мы находим, что религии так же, как и науки, основаны на опыте.
Прежде всего я попрошу вас рассмотреть различные религии мира. Вы найдете, что
они разделяются на два вида: одни – имеющие священные писания, и другие – не
имеющие их. Религии, основанные на письменных источниках, сильнее и имеют
большее число последователей; те, у которых священных книг нет, большей частью
ушли в небытие, а немногие новые из этого вида религий имеют очень мало
последователей. Но во всех религиях мы находим одно общее указание, а именно:
что истины, которым они учат, суть результаты духовного опыта отдельных лиц.
Христианин предлагает вам верить в его религию, верить в Христа, верить в Бога,
в душу и в лучшее будущее этой души. Если я попрошу его доказать мне правоту
его веры, он не сможет этого сделать, сославшись на то, что верит в это сам.
Если же вы обратитесь к источникам христианства, то найдете, что в основании
его лежит опыт: Христос говорил, что видел Бога, ученики его говорили о том же
и т. д. Подобным образом в буддизме имеется опыт Будды: он опытом познал
известные истины, видел их, проникся ими и проповедовал их миру. То же самое у
индусов: в их книге авторы, называемые Риши, или мудрецы, заявляют, что они
путем опыта добыли истины, которые проповедуют.
Из уже приведенных примеров ясно, что все религии мира основаны на единственном
всемирном и вечном основании всех наших знаний – на прямом опыте: все Учителя
видели Бога, все они видели свои собственные души, видели свою вечность, свое
будущее и то, что видели, проповедовали. Но в большинстве религий, особенно
позднейшего времени, мы находим странное утверждение, что такой опыт был
возможен только для немногих людей, бывших первыми основателями религий, давших
им свои имена; настоящему же времени такой опыт якобы не доступен, и потому
теперь мы должны принимать религию на веру. Я решительно отрицаю это.
Если в этом мире, в какой бы то ни было отрасли знания, был наблюдаем
какой-нибудь факт, из этого должно следовать, что наблюдение этого факта было
возможно миллионы раз до этого и может повторяться бесконечное число раз в
будущем. Однообразие есть строгий закон природы: что однажды произошло – может
случиться всегда.
Учителя йоги поэтому и заявляют не только о том, что религия основана
|
|