|
Свами
Вивекананда
Мой учитель
"Всякий раз, когда добродетель убывает, а порок торжествует, я прихожу, чтобы
помочь человечеству"[1] - провозглашает Кришна в "Бхагавадгите". Всякий раз,
когда этот наш мир вследствие своего роста, вследствие новых обстоятельств
нуждается в очередном переустройстве, в него приходит силовая волна; и
поскольку человек действует в двух сферах, духовной и материальной, то и эти
волны приходят в обе сферы. Что касается сферы материальной, то в Новое время
здесь главная роль была за Европой; что же касается сферы духовной, то в этом
отношении главная роль на протяжении всей истории была за Азией. Сегодня
человек вновь нуждается в духовном переустройстве; сегодня, когда материальные
идеи находятся на вершине славы и могущества, сегодня, когда человек вполне
может забыть о своей божественной природе из-за все растущей зависимости от
материи и может превратиться в простую машину для делания денег, новое
переустройство необходимо; голос уже прозвучал, и сила грядет, чтобы разогнать
нависшие тучи материализма. Приведена в движение сила, которая в недалеком
будущем вновь заставит человечество вспомнить о его подлинной природе, и снова
местом, откуда явится эта сила, будет Азия.
Наш мир устроен так, что в нем происходит разделение труда. Бессмысленно
утверждать, что один человек может и должен обладать всем. И однако, как
ребячески мы наивны! Ребенок в своем невежестве думает, что его кукла это
единственное достояние, которого стоит желать во всей вселенной. Так и нация,
которая велика достоянием своей материальной силы, думает, что только этого и
стоит желать, что только это и есть цивилизация, а если существуют другие нации,
которые не заботятся о материальном достоянии и не обладают мате риальной
силой, то такие нации не пригодны для жизни и все их существование бесполезно.
С другой стороны, иная нация может думать, что материальная цивилизация сама по
себе совершенно бесполезна. С Востока уже прозвучал голос, который однажды
сказал миру: если человек обладает всем, что только есть под солнцем, но лишен
духовности, то какая в этом польза?[2] Таков восточный характер, а другой - это
западный характер.
Каждый из этих характеров обладает своим величием, у каждого - своя слава.
Переустройство мира, которое должно произойти теперь, будет гармониза цией,
соединением этих двух идеалов. Для человека Востока мир духа так же реален, как
для человека Запада - мир ощущений. В духовном человек Востока обретает все,
что ему нужно, все, на что он уповает; в духовном он обретает все что делает
для него жизнь реальной. С точки зрения Запада, человек Востока - всего лишь
мечтатель, погруженный в свои грезы. Но с точки зрения Востока, именно человек
Запада - всего лишь мечтатель, играющий в эфемерные игруш ки; Востоку смешно,
что взрослые мужчины и женщины придают столь большое значение той горсти
материи, с которой раньше или позже им все равно придется расстаться. Каждый из
двух называет другого мечтателем. Но идеал Востока столь необходим для
прогресса человеческого рода, как и идеал Запада, и я даже думаю, что более
необходим. Машины никогда не делали человека счастливым и никогда не сделают.
Тот, кто попытается убедить нас в обратном, будет утверждать, что счастье
заключено в машине, но счастье всегда - в уме челове ка. Лишь тот человек,
который властвует над своим умом (mind), может стать счастливым, и никакой
другой. А это могущество машин, что оно такое в конце концов? Почему человек,
умеющий пустить по проволоке электрический ток. должен называться очень великим
и очень умным человеком? Не совершает ли природа каждый миг нечто в миллион раз
более великое? Почему бы тогда не пасть на колени перед природой и не
поклониться ей как божеству? Какая польза в том, чтобы весь мир был в вашей
власти, чтобы подчинить себе каждый атом во вселенной? Это не сделает вас
счастливым, если в вас самих нет силы и способности к счастью, если вы не
покорите себя. Человек рожден, чтобы покорить природу, это верно, но Запад
понимает под "природой" лишь физический или внешний мир. Спору нет, эта внешняя
природа величественна - с ее горами. океанами, реками, с ее бесконечными силами
и бесконечным многообразием. Но есть еще более величественный мир - внутренний
мир человека; он выше солнца, луны и звезд, выше этой нашей земной обители,
выше физической вселенной; он не вмещается в пределах этих наших маленьких
жизней, и он образует особую область исследований. В этой области превосходство
- за Востоком, так же как в области материальной - превосходство за Западом.
Поэтому всякий раз, когда необходимо духовное переустройство, оно должено
приходить с Востока. Конечно, если Восток хочет узнать, как делать машины, он
должен сесть у ног Запада и учиться у него. Но если Запад хочет получить знание
|
|