|
понятия могут и в самом деле быть сплошь суевериями, но в этой массе суеверий
есть золотые самородки истины. Отыскали ли вы способ сохранить это золото,
отделив его от мусора? Если да, то это будет второй шаг; и необходим еще один.
Каковы ваши побудительные мотивы? Уверены ли вы, что вами движет не стремление
к богатству, не жажда славы или власти? Уверены ли вы, что сможете защитить
свои идеалы и продолжать ваше дело даже в том случае, если весь мир захочет вас
сокрушить? Уверены ли вы, что знаете, чего хотите, и будете исполнять свой долг,
и только долг, даже с риском для жизни? Уверены ли вы, что будете упорно
добиваться своего до тех пор, пока в вас теплится жизнь, до последнего удара
сердца? Если да, то, значит, вы - истинный реформатор, вы - наставник, вы -
Учитель, вы - благословение для человечества. Но человек так нетерпелив, так
близорук. У него нет терпения ждать, нет способности предвидеть. Он хочет
править, он хочет немедленных результатов. Почему? Потому что ему хочется
самому пожать плоды, потому что в действительности ему нет дела до других. Долг
ради долга - это совсем не то, чего он хочет. "На труд ты имеешь право, но не
на плоды труда"[3],говорит Кришна. Зачем цепляться за результаты? Нам
принадлежат лишь обязанности, лишь долг. А результаты пусть позаботятся сами о
себе. Но у человека нет терпения. Он хватается за любую схему-программу.
Большее число потенциальных реформаторов во всем мире могут быть отнесены к
этой категории. Как я уже сказал, идея реформ появилась в Индии тогда, когда
стало казаться, что волна материализма, обрушившаяся на ее берега, смоет учения
древних мудрецов. Но народ и прежде выносил удары тысяч таких волн, волн
перемен. Эта волна была не столь разрушительна, как другие. В течение сотен лет
волна за волной захлестывали, словно наводнения, землю Индии, ломая и круша все
на своем пути; вот заблистал меч, и возглас "Победа Аллаху!" разорвал небеса
Индии; но наводнения спадали, оставляя идеалы народа неизменными.
Народ Индии нельзя убить. Он бессмертен и будет бессмертным до тех пор, пока
основой и опорой его остается дух, пока люди Индии не откажутся от своей
духовности. Нищими они могут оставаться, бедными и неимущими, грязь и уродство
могут окружать их вечно; но пусть они не отказываются от своего Бога, пусть они
не забывают, что они - потомки великих мудрецов древности. Подобно тому как на
Западе даже простой человек с улицы стремится возвести свою родословную к
какому-нибудь разбойнику-барону средних веков, так в Индии даже. Император,
восседающий на троне, стремится возвести свою родословную к какому-нибудь
нищему мудрецу, жившему в лесу, носившему одежду из коры, питавшемуся дарами
природы и общавшемуся с Богом. Вот какую родословную мы хотим иметь; и пока
святость в таком великом почете, Индия не может погибнуть.
Многие из вас, вероятно, читали статью профессора Макса Мюллера в недавнем
номере журнала "Девятнадцатый век", озаглавленную "Истинный Махатма"[4]. Жизнь
Шри Рамакришны примечательна тем.что она была живой иллю страцией тех идей,
которые он проповедовал. Возможно, она покажется несколь ко романтичной вам,
живущим на Западе, в атмосфере, которая совершенно иная, не такая, как в Индии.
Но, возможно, тем интересней для вас будет то, что я расскажу, потому что вы
сможете увидеть в новом свете вещи, о которых многие уже наверняка читали.
Итак, в то время как в Индии начинались разнообразные реформы[5], в одной из
глухих деревень Бенгалии, в бедной брахманской семье 18 февраля 1836 года
родился ребенок. Его отец и мать были людьми очень правоверными. А жизнь
истинно правоверного брахмана - это постоянное самоотречение[6]. Круг дозво
ленной ему деятельности весьма ограничен, в особенности правоверному брахма ну
не дозволено заниматься каким-либо мирским предпринимательством. Он должен был
жить дарами и приношениями, но имел право получать их отнюдь не от каждого.
Можете себе представить, сколь строга и сурова такая жизнь. Вы часто слышали о
брахманах и их жреческом призвании, но лишь немногие из вас когда-либо задавали
себе вопрос, почему эта удивительная группа людей имеет такую власть над своими
соотечественниками. Брахманы - самые бедные в своей стране; секрет их силы и
власти - в их самоотречении. Они никогда не стремятся к богатству. Это
беднейшее жреческое сословие в мире и потому - самое могущественное. При всей
их бедности жена брахмана никогда не позволит бедному путнику пройти деревней
без того, чтобы не дать ему какой-либо еды. Это считается высшим долгом матери
в Индии; именно потому, что она мать, ее долг - есть последней, во время
семейной трапезы; она должна позаботиться о том, чтобы все поели прежде нее.
Вот почему мать в Индии почитают как Бога. Та конкретная женщина, мать ребенка,
о котором идет речь, была именно такой индусской матерью. Чем выше каста, тем
больше ограничений. Люди низших каст могут есть и пить все, что им хочется, но
чем выше место на социальной шкале, тем больше появляется ограничений; что же
касается высшей касты, брахманов, наследственного жречества Индии, то их жизнь,
как я уже сказал, ограничена многими запретами. По сравнению с обычаями Запада
их жизнь - непрерывная аскеза. Индусы, вероятно, самый замкнутый в себе народ.
|
|