|
самым верным его символом, а это и есть Ом, и только Ом. Три буквы А, У, М,
произнесенные вместе как Ом, могут вполне быть обращенным символом всех
возможных звуков. Посмотрим, как это может быть. Буква А из всех букв наименее
раздельная, поэтому Кришна говорит в Гите: "Я - А среди букв"'. Затем все
членораздельные звуки протекают в полости рта, начинаясь от корня языка и
кончаясь в губах. Гортанный звук есть А, М
- последний губной звук, а усилие, употребляемое для производства звука У,
точно представляет прохождение импульса, начинающегося у корня языка и
кончающегося в губах. Таким образом, правильно произнесенное слово Ом (АОУМ)
представит все явление производства звука, и никакое другое слово не может
сделать это. Оно, поэтому, есть самый подходящий символ для представления
спхота, и идея, выражаемая словом спхота, есть действительное значение слова Ом.
А так как символ никогда не может быть отделен от обозначенной им вещи, то Ом
и спхота
- одно. Поэтому спхота называется Нада-Брахма или ЗвукБрахман. А так как спхота,
будучи более тонкой стороной проявленной Вселенной, ближе к Богу и есть первое
проявление Божественной Мудрости, то Ом и есть истинный Символ Бога. Затем, так
как лишь один Брахман, Акханда-Саччидананда - Неразделимое Существование -
Знание - Блаженство - может быть понимаем несовершенною душою человека только с
личной и ограниченной точки зрения и всегда будет соединяем с какими-либо
особенными свойствами, то Вселенная в целом, тело Божие, будет мыслима ею
совершенно таким же образом. Но личный взгляд на Бога и Вселенную каждого
отдельного ума молящегося будет всегда определяться преобладающими его
элементами или татласом; в результате получится, что на того же самого Бога
различные молящиеся будут смотреть как на обладателя, в разных Его проявлениях,
различных и нередко противоположных свойств: и та же самая природа будет
казаться им полною многочисленных и несвязных форм. Как в случае наименее
дифференцированного и наиболее общего символа Ом, мы видели, что идея и
звуковой символ нераздельно связаны друг с другом, совершенно так же закон
нераздельной связи идеи со звуковыми символами применим и ко многим
дифференцированным взглядам на Бога и Вселенную, и каждый из таких взглядов
будет и должен иметь особый звуковой символ для своего выражения. Эти слова -
символы, извлеченные из глубочайших духовных восприятий мудрецов, символизируют
и выражают наиболее близко защищаемые или личные взгляды на Бога и Вселенную. И,
как Ом представляет Акханду, или недифференцированного Брахмана, так другие
звуковые символы представляют дифференцированные взгляды на то же самое
Существо. И все они полезны для божественного размышления и приобретения
истинного знания молящимися, имеющими разные взгляды на Бога и Вселенную.
1 "Бхагавадгита", Х-33.
Поклонение заместителям и изображениям
Следующим предметом нашего обсуждения будет поклонение пратикам или предметам,
служащим более или менее удовлетворительными заместителями Бога, и поклонение
пратимам или изображениям. Что такое поклонение Богу через пратику? Это
"молитвенное направление ума к тому, что принимается за Брахмана, но не
Брахман". Бхагаван Рамануджа говорит: "Поклонение уму как Брахману - это
поклонение внутреннее: а поклонение Акаше как Брахману - наружное". Ум есть
внутренняя пратика, а материя
- наружная; но обе могут служить предметом поклонения как заместители Бога. Так
же Шанкара говорит: "Солнце есть Брахман, это закон". - "Тот, кто почитает Имя
как Брахмана..." Все такие изречения указывают на поклонение пратикам. Слово
протика значит движение к, и поклонение пратике значит поклонение какомунибудь
предмету как заместителю, в том или другом отношении, Брахмана, но не самому
Брахману. Кроме упоминаемых в Шрути пратик, есть разные другие, которые можно
найти в Пуранах и Тантрах. К "Поклонению пратикам" можно отнести также все
формы поклонения предкам (Питри), ангелам и Дэвам (светлым или лучезарным
Существам).
Поклоняющийся Ишваре, и только Ему, есть бхакта: поклоняющийся же какому-нибудь
другому, как Дэвам, Питри или иному высшему Существу, не может быть назван
бхакти. Разные роды поклонения Дэвам - все должны быть отнесены к обрядной
карме, дающей поклоняющемуся только частный результат, в форме какого-нибудь
небесного наслаждения, но не возвышают его до Бхакти, или высшей преданности
Богу, и не ведут к мукти, освобождению от всех оков. Поэтому надо особенно
помнить одно. Если, как бывает в некоторых случаях, самый высший философский
идеал о высочайшем Брахмане низводится до уровня пратики, или заместителя, и
сама пратика принимается поклоняющимся за свое самое внутреннее Я, за
центрального управителя всего (Антарайямин), то поклоняющийся впадает в крайнее
заблуждение, так как никакая пратика не может быть для поклоняющегося Атманом.
Но где предметом поклонения является Сам Брахман, а пратика служит
только заместителем Его или напоминанием о Нем, т.е. где вездесущий
Брахман славословится через пратику, а пратика представляется причиною
Вселенной лишь как средство для достижения Брахмана, там поклонение
пратикам приносит действительную пользу: больше того, оно безусловно необходимо
для человечества, пока оно не прошло первоначального, или подготовительного,
состояния ума относительно богопочитания. Таким образом, когда каким-нибудь
богам или другим существам поклоняются как им самим, то это поклонение есть
только обрядная карма и, как видья (знание) дает лишь плод, принадлежащий к
частной видья: но когда в Дэвах или других Существах видят Брахмана и так им и
поклоняются, получается результат тот же, что от поклонения Ишваре, верховному
Правителю. Этим объясняется то, что во многих случаях, как в Шрути, так и в
Смрити, берется какой-нибудь бог или другое высшее существо, его личной природе
|
|