|
придаются постепенно все более и более высокие свойства и, идеализировав его,
наконец, до высшей степени, молятся ему как Брахману. Объясняя это, адвайтин
говорит: "Разве не Брахман все, когда от него отнять имя и форму?".
Вишиштадвайтин говорит: "Разве самое внутреннее Я всего - не Он, не Господь?".
Шанкара говорит: "Сам Брахман одаряет милостью даже поклонение Адитья и т.п.,
потому что Он
- Правитель всего". Здесь, таким образом, Брахман становится предметом
поклонений, потому что он подразумевается под пратикой, совершенно так, как
Вишну и другие боги подразумеваются под изображениями их1.
1 "Веданта-сутры, Шанкара бхашья".
Те же идеи, которые связываются с поклонением пратикам, применяются и к
поклонению пратимам, или изображениям, т.е., если изображение заменяет только
какого-нибудь бога или святыню, поклонение ему не дает в результате Бхакти и не
ведет к освобождению: но, если оно заменяет единого Бога, поклонение ему
приносит как Бхакти, так и мукти. Из главных мировых религий ведантизм, буддизм
и некоторые формы христианства широко пользуются изображениями, чтобы помогать
молящемуся, и только две религии - магометанство и протестантизм - отвергают
такую помощь. Но магометане все-таки пользуются могилами своих святых и
мучеников, почти как изображениями. Протестантизм же, отвергая всякую
конкретную помощь религии, с каждым годом все больше и больше отдалялся от
духовности, и в настоящее время едва ли есть какая-либо разница между
передовыми протестантами и последователями Огюста Конта или агностиками,
проповедующими только нравственность. Но и в христианстве, и магометанстве все,
что представляет собою поклонение самим изображениям, без мысли о том, что они
изображают, должно быть отнесено к той категории, к которой пратикам и пратимам
поклоняются как таковым, а не пользуются лишь "помощью к видению" Бога. Поэтому
такое поклонение, в лучшем случае, имеет характер обрядной кармы и не может
привести ни к Бхакти, ни к мукти. В этой форме почитания изображений
преданность души относится не к Ишваре, а к другим вещам, и потому такое
пользование изображениями или могилами, храмами или гробницами есть чистое
идолопоклонство. Но все же и оно само по себе не грешно и не вредно; оно -
обряд, карма, и молящиеся должны извлекать и действительно извлекают из него
пользу.
Избранный идеал
Следующее, что мы должны рассмотреть, - это то, что мы называем Ишта Ништха,
или поклонение избранному идеалу. Тот, кто может быть бхактой, или посвященным,
должен знать, что в поклонении Богу - "сколько мнений столько способов"^1. Он
должен знать, что все секты различных религий суть различные проявления славы
одного и того же Бога. "Тебя называют таким множеством имен; Тебя как бы делят
между собою; но в каждом из этих имен слышится Твое всемогущество, и Ты
приходишь к молящемуся, каким бы именем он Тебя не призывал! Нет никакого
особого указания, что Твое имя следует призывать все время, когда душа
чувствует сильную любовь к Тебе. Ты так легкодоступен! О Господи, какое
несчастье, что я не могу любить Тебя!"^2 Бхакта должен стараться не только не
ненавидеть, но даже не критиковать тех лучезарных Сынов Света, которые были
основателями разных сект. Он не должен даже слушать, когда о них дурно говорят.
Очень ведь мало таких, которые в одно и то же время обладают сильной симпатией
и способностью понимания настолько же, насколько и напряженною любовью. Мы
видим, как общее правило, что либеральные и проповедующие сочувствие к людям
секты теряют силу религиозного чувства, и в их руках религия способна
выродиться в род жизни политико-социального клуба. С другой стороны, крайне
узкие сектанты, обнаруживая очень похвальную любовь к своим собственным идеалам,
каждую частицу этой любви, по-видимому, приобретают ненавистью ко всем, кто не
вполне того же мнения, как они. Дай Бог, чтоб этот мир был полон людьми,
сильными в любви и широкими, как мир, в симпатии. Но таких очень мало. И все же
мы знаем, что возможно воспитать огромное число человеческих существ в идеале
удивительного соединения широты и силы любви, и способ для этого - Ишта Ништха,
или преданность "избранному идеалу". Всякая секта всякой религии предлагает
человечеству только один идеал, свой собственный; но вечная ведантская религия
открывает бесконечное число дверей для входа во внутренний алтарь
Божественности и предлагает человечеству почти неистощимый перечень идеалов, из
которых проявляется Вечный Единый. С благосклонною заботливостью Веданта
указывает жаждущим множество путей, высеченных в прежнее и в настоящее время в
твердой скале действительности человеческой жизни Славными Сынами, или
человеческими проявлениями Бога, и с распростертыми объятиями приглашают всех -
даже еще не родившихся - в Обитель Истины и тот Океан Блаженства, в который
человеческая душа, освобожденная от сети Майи, может перенестись совершенно
свободною и вечно блаженною.
1 Изречение Шри Кришны.
2 Шри Кришна Чайтанья.
Бхакти-Йога, поэтому, налагает на нас повелительный долг не ненавидеть и не
отрицать ни один из различных путей, ведущих к спасению. Нежное растение
духовности умрет, если его слишком рано подвергать постоянным переменам идей и
идеалов. Многие люди во имя того, что может быть названо религиозным
либерализмом, удовлетворяют свое любопытство постоянною сменою различных
идеалов. У них слушание новых вещей вырастает в род болезни, род религиозного
пьянства, им нужно слышать новые вещи только для того, чтобы испытать временное
нервное возбуждение, а когда такое возбуждающее влияние произвело на них свое
действие, они уже готовы для другого увлечения. Религия для таких людей своего
рода умственное курение опиума. На этом она и кончается. Но есть другой сорт
|
|