Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Йога :: Свами Вивекананда :: Свами Вивекананда - ЧЕТЫРЕ ЙОГИ
<<-[Весь Текст]
Страница: из 208
 <<-
 
самосознания в своей стране, что с благодарностью отмечали лидеры 
национально-освободительного движения в XX в. Быть может, секрет уникальной 
значимости жизни Вивекананды и его наследия в том, что в этом человеке 
органически сочетались глубокое знание национальных религиозно-философских 
традиций, открытость по отношению к традициям иных культур, чувство 
сопричастности судьбам не только Индии, но и всего человечества и высокая 
духовность.
При всей нетрадиционности многих своих высказываний (нередко крайне враждебно 
воспринимавшихся представителями индуистской ортодоксии) Вивекананда вполне 
традиционен как воплощение лучших качеств столь ценимого в Индии во все ремена 
учителя жизни, гуру, для которого непреложный закон - единство мысли, слова и 
дела, предельная искренность, бескорыстность и самоотверженность. Главные идеи 
Вивекананды всегда связаны не только с тем, что продумано, но и с тем, что 
пережито и прочувствовано им.

* * *

Нарендранатх Датта (получивший впоследствии имя Свами Вивекананда) родился 12 
января 1863 г. в семье зажиточного калькуттского адвоката Вишванатха Датты.

Юный Нарен - любимый сын Вишванатха Датты, которому отец уделял особое внимание 
и дома, и во время поездок по стране, получает воспитание, побуждающее его 
думать, а не слепо следовать тем или иным авторитетам, проявлять терпимость, 
быть чуждым фанатизму, лицемерию, обскурантизму. Впоследствии представители 
ортодоксии, обвиняя Вивекананду в «модернизме», будут писать: «Каков отец, 
таков и сын»
[1]
.

В 1879 г. шестнадцатилетний Нарендранатх Датта поступает в колледж. 
Студенческие годы - годы сомнений, поисков, надежд. Нарендранатх много читает, 
в особенности по любимым предметам: литературе, истории, философии. Среди 
прочитанных книг - произведения Канта и Шопенгауэра (впоследствии Вивекананда 
будет неоднократно ссылаться на них - ему будет импонировать сопоставление идей 
веданты и Канта, произведенное учеником Шопенгауэра Дейссеном). Но наибольший 
интерес вызывают у него в этот период работы английских позитивистов (Дж.Ст.
Мил- ля, Г.Спенсера), а также их предшественника Д.Юма (впоследствии его 
отношение к ним резко изменится - он сделает позитивистские и утилитаристские 
идеи одной из главных мишеней своей критики).



Рамакришна (1836-1886)

Но пока - он сомневается в наличии Бога, однако, не будучи в силах ни 
окончательно отказаться от этой идеи, ни принять ее, ищет убежище в философском 
агностицизме. Его неприятие индуистской ортодоксии сказывается и в 
присоединении к религиозно-реформаторскому «брахмоистскому» движению. Впрочем, 
одобряя программу реформ, предложенную брахмоистами, он мечтает о большем. Как 
вспоминает один из его друзей этих лет, Бражендранатх Сил, молодой Нарендра 
считает своим «евангелием» идеалы Великой французской революции. Не случайно 
любимой книгой Нарендранатха на многие годы становится книга Карлейля, 
содержащая мастерски написанную хронику этой революции. Таковы были 
умонастроения молодого индийского студента в столь знаменательном для него 1881 
г. - году, когда произошла его встреча с человеком, коренным образом изменившим 
течение его жизни, - Рамакришной Парамахам- сой (1836 - 1886).
Впервые Вивекананда услышал о нем в колледже. Одним из предметов увлечений 
Нарендранатха была английская поэзия: Уордсворт, Теннисон, Шелли. Читая 
написанные в романтическом духе предисловия Уордсворта к сборникам его стихов, 
Нарендранатх наталкивается на места, в которых говорится о таинственной связи 
всего существующего, о единстве поэта и мира, о возвышенном чувстве слияния с 
мировым бытием в минуты вдохновения. Он просит преподавателя прокомментировать 
соответствующие места, тот отвечает, что лучше всего это смог бы сделать такой 
человек, как Рамакришна.
Ответ звучит удивительно, даже парадоксально, ибо Рамакришна в высшей степени 
далек от колледжа, ученых диспутов и тем более - от английской литературы. Это 
всего лишь полуграмотный жрец при храме богини Кали в Дак- шинешваре, в 
окрестностях Калькутты.
Впоследствии ученики Рамакришны сделают его имя известным всему миру, появится 
множество его биографий, будут расцвечены самыми яркими красками мельчайшие 
детали его жизни. Напишет о Рамакришне и Вивекананда. В чем же состояло учение 
этого человека? Оно никогда не было изложено им систематически, в письменном 
виде, и его можно лишь реконструировать, исходя из тематики его поучений и 
притч.
Постоянная тема этих притч - единство; един Бог, предстающий перед сторонниками 
разных вероисповеданий в изменяющихся формах, подобно хамелеону на дереве, 
едины в сущности своей все виды религиозного поклонения, подобные разным 
способам приготовления одной и той же рыбы, едины, наконец, и философские 
основы религий - так, сторонники разных видов веданты, спорящие о соотношении 
Бога и мира, подобны человеку, который не понимает, что во фрукте равным 
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 208
 <<-