|
и т.д. В той же Упанишаде, которая учит вас Знанию, или высшей мудрости, есть
также карма и преданность. Эта Упанишада учит вас йоге синтеза.
Суть Кенопанишад
Кенопанишад является ответом на вопрос: "Чья сила побуждает работать ум? Чья
сила побуждает действие праны и движение чувств к объектам чувств?" Это вопросы
учеников к учителю. И учитель отвечает: "Атма есть ум умов, прана пран, глаз
всех глаз, ухо всех ушей". Как близок Господь! Он ближе, чем дыхание в ноздрях.
Ум и чувства черпают свой свет из Высшего Я. Когда вы в бреду, ум не
функционирует. Когда вы внезапно напуганы, ум не функционирует. Он непостоянен.
Он состоит из васан и санскар. Если ...... (раджа двеша) разрушена--раджас
следует разрушать вайрагьей (непривязанностью), а двешу космической
любовью--тогда нет ума, и вы едины с Господом.
В Кена Упанишад вы найдете прекрасную историю Якши и Дэв. Дэвы одержали победу
над асурами и возгордились. Чтобы преподать им урок, Брахман явился им в форме
Якши. Индра послал Агни узнать, кто он такой. Агни пришел к Якше, и Якша
спросил его: "Кто ты и какие в тебе силы?" "Я--Агни",--сказал тот,--"я могу все
сжечь". Якша протянул Агни пучок травы и сказал: "Тогда сожги это". Агни не
смог и в страхе бежал. Тогда Индра послал Вайю. Якша протянул Вайю пучок травы;
Вайю старался изо всех сил, но так и не смог сдуть его. Он также вернулся к
Индре насмерть перепуганным. Тогда Индра сам приблизился к Якше. Гордость дэв
была устранена. Тогда ему явилась Ума и просветила его. Ума представляет
саттвичный интеллект.
Значение садхана-чатуштайи
Катха Упанишад очень интересна и увлекательна. Мальчик Нашикетас приблизился к
Господу Яме, дабы узнать, что пребывает вне причины и следствия, вне добра и
зла. Наставив его в Брахма видье, Господь Яма сказал: ((х)) "Этот Брахман,
являющийся Единой Реальностью, сокрыт во всех существах; ты не можешь видеть
его. Но его способны осознать те, кто обладают острым единонаправленным
интеллектом. Садхана-чатуштайя--вивека, вайрагья, шат-сампат и
мумукшуттва--оттачивают интеллект.
Подлинное отречение
В Кайвалье Упанишад вы найдете вдохновляющую мантру: ((х)) Вечность не обрести
делами, потомством или здоровьем, но только отречением. Отречься--не значит
уйти в пещеру Гималаев. Шикхидвайя поступил именно так, но жена этого мудреца
царица Чудалаи открыла ему подлинное значение отречения. Изучите Йога-Васиштху,
где повествуется эта прекрасная история. Царица Чудалаи была йог и гьяни. Ее
муж Шикхидвайя обладал устремленностью и хотел отречься от мира, уйти в лес,
чтобы совершать тапас (аскезу) и достичь самореализации. Царица сказала: "Не
уходи в лес. Я сама научу тебя высшей мудрости". Но однажды ночью он бежал из
дома и отправился в лес. Царица достойно правила царством вместо него. Через
несколько лет она захотела узнать о прогрессе своего мужа. С помощью глаза
интуиции она выяснила его местопребывание. С помощью йогических сил она
перенеслась туда, приняла облик риши Кумбха Муни и предстала перед ним в
четырех футах над землей: иногда учителя показывают такие чудеса с тем, чтобы
убедить ученика в своей авторитетности. Шикхидвайя приблизился к мудрецу и
сказал: "Я отрекся от мира. Я отверг царство, дворец со всей его роскошь. Я
отрекся от жены и детей. И все же я не достиг Высшего Покоя. Пожалуйста,
объясни причину этого". Кумбха Муни ответил: "Может, ты и сделал все это, но на
самом деле ты не сделал ничего". Раджа подумал: "Теперь у меня осталось только
это тело. Возможно, даже оно должно быть разрушено". Он залез на дерево и
приготовился броситься наземь. Но Муни предостерег его и сказал: "О, раджа!
Даже это не есть истинное отречение. Ты лишь совершаешь самоубийство.
Самоубийство--грех. Подлинное отречение--это отречение картрива-бхава (от
позиции "я делаю это") и бхоктрива-бхава (от позиции "я наслаждаюсь этим").
Только отречение от эгоизма, от васан и самскар является подлинным отречением.
Если ты практикуешь это отречение, тебе не нужно бежать из своего царства; ты
можешь править им как мудрый монарх и сиять как дживанмукта".
Вы не знаете, что такое этот эгоизм! Эгоизм--это тоже лишь вритти в уме. Все
эти вритти--модификации ума, они--волны в озере ума. Очень трудно
непосредственно атаковать эгоизм. У него есть разные слуги, такие как ..........
.. (кама), ............. (кродха), ........... (моха) и т.д. Если вы боретесь с
ними, постепенно эгоизм будет истощаться. Развивайте смирение. Взращивайте
великодушие. Если вы пребываете в обители добродетелей, тогда эгоизм умрет сам
по себе.
Эта задача очень трудна. Только по милости Бога и наставника можно достичь этой
цели. Поэтому Шветашватара Упанишад говорит: ((х)) Тому, кто имеет парабхакти к
Богу и преданность гуру такую же, как и Богу, тому открываются истины Веданты.
Сам этот мир является вашим лучшим учителем. Это арена, на которой вы можете
получить много уроков. Это не пещера. Милосердие--очень важная добродетель. Как
вы можете развить эту добродетель, находясь в пещере? Только великая душа,
пребывающая на очень высокой ступени эволюции, может оставаться в пещере,
практиковать непрерывную медитацию и излучать покой и благость всему миру.
Другие лишь станут тамасичными. Вам не нужно бежать от мира. Он--ваш лучший
учитель. У Господа Даттатрейи было двадцать четыре гуру. Он учился терпению у
|
|