|
Для того, чтобы вести вас к освобождению (мокша) вполне достаточно одной
Упанишады. Изучайте Мандукья Упанишаду. В ней говорится: ((х)) одной Мандукья
Упанишады довольно для освобождения искреннего стремящегося. В этой Упанишаде
высшая мудрость представлена в сжатой форме. ((х)) Посмотрите, как эта
Упанишада описывает Высшее Я в ряде отрицаний. Высшее Я вне определений.
Определить его--значит его ограничить. Оно невидимо (адриштам), лишено мирской
озабоченности (авьявахарьям), оно вне досягаемости интеллекта, ума и чувств
(аграхьям), оно не имеет определяющих характеристик, поскольку является
единственным Абсолютом (алакшанам). ((х)) А затем следуют несколько позитивных
характеристик для того, чтобы ум не был полностью сбит с толку негативным
описанием Высшего Я ((х)): умиротворенное, исполненное всего благоприятного и
благостного, Единое без второго. Эта ведантическая формула оказывает
изумительное, одухотворяющее воздействие ((х)), она дана нам Господом
Даттатрейей. Как она вдохновляет!
Последнее слово
Из Упанишад мы получили четыре одухотворяющих и просвещающих изречения:
"Сознание в Брахмане" (парджанам брахма) из Айтарейяупанишады, "Я есть Брахман"
(ахам брахмасми) из Брихадараньяка Упанишады, "Ты есть То" (таттвамаси) из
Чхандогьяупанишады и "Это Я есть Брахма" (аям атма брахма) из Мандукьяпанишады.
Это великое откровение Истины. Тат твам аси, ты есть То--Последнее Слово
Упанишад. Вы не являетесь ни этим преходящим телом, ни этим умом, который
перестанет существовать, когда будут искоренены составляющие его ............
(самскары) и ............ (васаны); но вы являетесь бессмертным Атманом,
преисполненным вечности, знания и блаженства (сатчитананда). Осознайте это и
станьте свободны.
Как прекрасно объяснена в Упанишадах эта великая Истина! Для просвещения своего
сына и ученика Шветакету Уддалака повторяет эту Махавакью девять раз с
различными пояснениями. Первоклассный стремящийся, заслуживший высшие степени ..
.........(садхана чатуштайя)--...........(вивека), ............(вайрагья), .....
...... (шат-сампат) и ............(мумукшуттва)--осознает Высшее Я, даже когда
эта Махавакья будет произнесена один раз. Но Уддалака должен был повторить ее
десять раз, прежде чем Шветакету смог осознать Высшее Я.
Уддалака направил своего сына Шветакету к Гуру. Мальчик оставался с Гуру
двенадцать лет и изучал Веды. Он вернулся возгордившимся своей ученостью. Если
вы физически красивы, у вас есть две анны (монеты) гордости, если вы богаты, вы
становитесь еще более горды, ученость добавляет еще две анны гордости. Все это
уплотняет покрывало эгоизма; вместо смирения эрудированный человек стяжает
гордость и высокомерие. Увидев это, Уддака спросил своего сына: "Дитя мое,
знаешь ли ты, благодаря чему Непознаваемое становится известным, Невидимое
видимым, Неслышимое слышимым и Немыслимое мыслимым?" "Мой учитель не учил меня
этому",--ответил мальчик. Тогда Уддака передал Шветакету знание Высшего Я.
Пояснения, которые он дает, замечательны. "Зная глину, ты можешь знать о
горшках и кувшинах, зная Брахман, ты можешь знать все имена и формы". ((х)) "То
есть Истина, То есть Атма, То есть ты, о Шветакету!" Вот так, с различными
пояснениями Уддака объяснял Шветакету природу Высшего Я. Эта Атма является
высшей Истиной. Успех приходит к тем, кто остается верным этой Истине, ибо как
говорит Мундака Упанишад: ((х)) "Восторжествует только Истина, не ложь".
Реально существует только Атма. Айтарейопанишад говорит: ((х)) Вначале единый
Атман был всем этим".
Тат твам аси--это высшее посвящение. Но даже если эту мантру произнести
миллионы раз в уши наших современных друзей, погрязших в мирском, она не будет
ничего значить для них. Но для ученика, наделенного проницательностью и другими
качествами, она станет подлинным посвящением. В противном же случае она лишь
дополнит ваш интеллектуальный запас знаний; вы не сможете непосредственно
распознать Истину. Вы не сможете иметь связь с Риши, которые дали эту мантру.
Очень интересна и другая иллюстрация Уддалаки. "Возьми комок соли и раствори
его в этой чашке воды",--сказал он. На следующее утро он попросил своего сына:
"Теперь покажи мне соль, которую ты принес вчера вечером. Тот ответил: "Соль
растворилась в этой воде, я не могу достать ее". Уддалака сказал: "Хотя ты не
можешь увидеть ее, ты можешь попробовать ее на вкус. По вкусу воды ты можешь
понять, что в ней есть соль. И также ты не можешь видеть Брахман, Внутреннее Я,
поскольку твой ум имеет склонность растекаться; но благодаря глазу интуиции,
благодаря ............ (шраван), ..........(манан), ..............
(нидитхьясана), ты можешь осознать Брахман в непосредственном интуитивном
восприятии". Вы не видите ни красные кровяные тельца, ни микробов, но через
микроскоп вы можете их увидеть".
Самореализация--это ваш долг
Так осознать Атман может только герой, обративший взгляд внутрь себя. Он
обладает подлинным героизмом, а не тамасичным или раджасичным героизмом солдата.
Героизм первоклассного стремящегося саттвичен и позволяет ему обратить взор
внутрь и осознать Высшее Я. Анвайя-вьятирека и лайя-чинтана являются методами
для удаления иллюзорных оболочек, покрывающих Атман, и для осознания Высшего Я,
скрытого во всех вещах. Как вы берете мякоть из травы мунджа, точно так же,
благодаря процессу отрицания и утверждения--отрицания ложного и утверждения
Реальности--вы должны выявить Атман из иллюзорных объектов. Через осознание
этого Атмана душа освобождается из плена. Мундака Упанишада говорит: ((х)) "Узы
|
|