|
благоприятного дня в час брахмамухурты. Ему следует совершить
омовение в реке или, если иная вода недоступна, - водой из колодца. Пока длится
ануштхана, следует соблюдать мауну. Большую часть дня
нужно отвести под джапу.
Садхаке следует вознести молитвы Солнцу и дэвате той мантры, которую
он намеревается взять для ануштханы. Ему следует произнести свои
ежедневные молитвы и сотворить сандхью. Затем пусть он в чистом
месте сядет с малой в руке лицом на восток или на север. Его ум должен
быть сосредоточен на божестве мантры. На протяжении всей практики в
уме должна пребывать цель ануштханы. Необходимо соблюдать полную
мауну. Глаза должны быть закрыты. Чувства должны быть притуплены.
Не должно быть никаких мыслей, кроме мысли о стоящем пред вами
идеале.
До окончания всей ануштханы садхака не должен приближаться к своей
жене. Мысли о жене, деньгах или собственности не должны
присутствовать во время совершения ануштханы - даже во время
ночного отдыха. Все они -препятствия в достижении желанного объекта
ануштханы.
Желательно на протяжении ануштханы каждый день кормить хотя бы
одного человека. В последний день следует совершить хавану с ахути
(жертвенным возлиянием масла), равным одной десятой общего числа
сотворенной джапы. Чтобы получить удовлетворение, в последний день
можно провести раздачу пищи бедным. Могут быть совершены
жертвенные возлияния воды, равные по числу хаване, или же (если это
будет найдено неудобным) количество джап может быть увеличено на
это число.
Вкратце, джапа-ануштхана - это совершение джапы .в течение
протяженного отрезка времени с сосредоточением ума и без каких-либо
мыслей о внешнем мире. Это ведет к достижению предмета желания.
Обычно совершают столько лакш джапы, из скольких букв состоит
мантра. Но чтобы получить истинный плод джапы, лучше превзойти
положенное число. Разум человека, как правило, очень нечист и, чтобы
стать пригодным к сосредоточению на мантре и ее божестве, требует для
своего очищения многих усилий. Чтобы обрести желаемый результат,
обычному человеку требуется много пурасчаран. Одной пурасчараны
недостаточно для обретения желаемого, ибо человеческий ум
отвлекается и заполняется раджасом и тамасом.
Свадхьяя-ануштхана (ануштхана изучения священного текста)
Садхака принимается за чтение Вед, Махабхараты, Рамаяны или за
Бхагавата Пурану. В случае Бхагаваты это называется сапта-ной, в
случае Вед - адхьяяной. В остальных двух случаях этот процесс
называют параяной. Ануштхатри (практикующему ануштхану) следует
придерживаться тех же правил, что рассмотрены выше. Аргхью
(возлияния), хавану и т. п. следует производить как при джапа-
ануштхане. Иные ануштханы
Все ануштханы могут совершаться по тем же правилам с внесением в
соответствии с обстоятельствами небольших изменений. Правила
совершения женской ануштханы будут иметь некоторые отличия. Не
следует начинать ануштхану во время месячных. Также не следует
допускать, чтобы месячные начались посередине ануштханы. Вообще,
женщинам следует приниматься за ануштхану лишь на отрезок времени
меньше месяца. Также им не следует кормить грудью детей во время
ануштханы. Даже женщины должны соблюдать брахмачарью во время
совершения ануштханы. Им, как и мужчинам, следует ежедневно
совершать омовения. Все иные правила - такие же, как для мужчин.
Женщинам не следует приниматься за ануштхану гаятри-джапы или
веда-адхьяяну.
Обычно под ануштханой в шастрах понимается лишь джапа и свадхьяя.
Медитацию не рассматривают как ануштхану. Это - более высокая
ступень, на которой слово ануштхана теряет свое значение. Поклонение
также можно рассматривать как ануштхану, хотя оно не входило в
традиционную концепцию. Правила всех ануштхан содержат
центральную идею о том, что во время совершения ануштханы
необходимо заниматься лишь ею, полностью отключаясь от всех
семейных обязанностей или мирских дел. Даже мысли мирские не
должны входить в ум ануштхатри. Ануштхана -это великий тапас
(аскеза), и совершать ее следует с большим почтением, верой и
тщательностью.
Временные ограничения в ануштхане
Не существует никаких временных ограничений для ануштханы. Все
зависит от предпочтений индивидуума. Ее можно совершать даже на
протяжении одного дня, и это тоже окажет определенное воздействие.
Но если ум хорошо подготовлен к подобным практикам, лучше
практиковать ануштхану на протяжении более длительных отрезков
времени. Чем длиннее ануштхана, тем большую силу обретает садхака.
Он становится похож на йога, обладающего здоровьем, достатком,
знаниями и силой. Он получает все, чего бы ни пожелал. Ануштхану
можно совершать даже ночью. К тому же ночная практика более сильна
и приносит результаты быстрее, чем ануштхана, совершаемая в дневное
время. Ночью ум спокоен и свободен от окружающего мира. Вот почему
|
|