|
Вам необходимо воспитывать в себе четыре великих добродетели - дружелюбие
(майтри), милосердие (каруна), жизнерадостность (мудита) и непривязанность
(упекша). Тогда вы достигнете умственного покоя. То же самое сказано Господом в
Гите: "К равным вы должны относиться с дружелюбием (майтри). К бедствующим вы
должны относиться с состраданием. К тем, кто стоит выше вас, вы должны быть
благодушны. Благодушие разрушит зависть. Все - ваши братья. Если кто-то
находится в лучшем положении, порадуйтесь за него. Затем следует
непривязанность. Иногда вы встречаете порочных людей. Будьте безучастны к ним.
Благодаря этим методам вы достигнете умиротворения ума".
На что медитировать
Патанджали рекомендует медитации вишока ("без скорби") и джъотишмати ("с
ясным рассудком"). Сосредоточьтесь на беспечальном сияющем свете сердца. Иногда
у вас открывается видение Бога, святых и учителей. Медитируйте на них или на
любую форму по своему желанию. Медитируйте на форму святого, свободного от
привязанности и отвращения, или на любое изображение. На ваше собственное
изображение, на свою форму и качества, на форму и качества вашего отца. На
Господа Иисуса, Господа Будду, Раму, Кришну, Дургу. Все вы совершали какую-либо
пуджу (поклонение) в своем предыдущем рождении. Те впечатления сохранились. В
этом рождении ум одних непроизвольно устремляется к Раме, ум других - к Деви,
третьих - к Кришне. Таким образом вы сможете найти избранное Божество (ишта
девату).
Поясним различие между концентрацией (дхарана) и медитацией (дхьяна).
Попытайтесь сосредоточить ум на любом объекте, на любой чакре в теле - это
дхарана. Затем пусть на тот конкретный объект перенесется мысль. Это медитация.
Если ум уклоняется от объекта медитации, возвращайте его обратно с помощью
пратьяхары (отвлечения чувств от объектов). Ваша лошадь убегает на чужой двор;
вы должны будете вернуть ее назад и предупредить новый побег тем, что
обеспечите ей вкусный корм в своем доме. Но даже тогда порочный ум будет
разбегаться в разных направлениях. Вам нужно дисциплинировать его и убедить в
том, что внутри вас находится высшее блаженство. Обезьяна будет скакать с ветки
на ветку; вы должны будете вернуть ее обратно.
Яма и нияма
Яма и нияма - наиболее важные практики, предваряющие медитацию. Если вы
мимо них сразу броситесь к медитации и самадхи, то лишь переломаете себе ноги.
Но и ждать вам нельзя. На практику какой-либо одной ямы уйдет целая жизнь!
Поэтому вам необходимо одновременно практиковать яму-нияму и заниматься
концентрацией и медитацией, пусть вы и не утвердились еще в яме-нияме. Мы знаем
одного только Харишчандру, совершенно утвердившегося в Истине. Но следовать
истине в повседневной жизни пытаются многие. Хотя вы и не можете соблюдать
совершенную брахмачаръю (уклад жизни, сопровождающийся обетом безбрачия и
прочими ограничительными обязательствами), ведите хорошо отрегулированную жизнь.
Не живите в вожделении, умерьте свои желания - вот сущность того, кто лишен
алчности (апариг-рахи). Любите всех - это практика ненасилия (ахимса); не
желайте чужого богатства.
Те, кто желает достичь вечного Абсолюта, должны следовать этим канонам
неотступно. "Только наделенные отречением и утвердившиеся в брахмачарье могут
войти в обитель Абсолютного Брахмана" (Гита 8:11).
Ниямы составляют: шауча, сантоша, тапас, свадхъяйя, ишва-рапранидхана.
Шауча - это внутренняя и внешняя чистота. Внутренняя чистота ума и сердца
является более важной. Освободитесь от дурных склонностей ума. Сантоша
(удовлетворенность) - это великое достоинство, великое сокровище. Тапас - это
аскеза. Отсутствие эгоизма и бескорыстное служение, смирение и бесстрастие -
важнейшие формы аскезы. Практикуйте их в непрерывном, неутомимом, бескорыстном
служении. Практикуйте три формы аскезы, упомянутые в Гите. Практики, подобные
посту и т.д., тоже относятся к аскезе. Поститесь в день экадаши (одиннадцатый
лунный день). Если вы достаточно выносливы, поститесь, не принимая даже воды.
Это даст возможность пищеварительным органам отдохнуть. Во время поста к вам
придет медитативное состояние. Перегрузив желудок, вы можете расстелить кровать
и отправиться спать, но не медитировать! Некоторые люди, живущие в роскоши,
иногда спрашивают меня о самом быстром способе выхода в самадхи. Я говорю им:
"Наешьтесь до отвалу риса и творога, расстелите превосходную мягкую постель с
хорошей подушкой, растянитесь на ней, забудьте об этом мире - и вы получите
"самадхи". Если вы стремитесь практиковать йогу, вам необходимо подчинить себя
строгой дисциплине.
Свадхъяйя - это изучение религиозных текстов. "Атма-Бодха", "Таттва-Бодха",
"Вивекачудамани", "Панчадаши Вичара Сагара", "Йога-Васиштха", "Упанишады",
"Гита", "Брахма Сутры". "Йога-Васиштха" является монументальной работой по
Веданте. Но вам не следует приниматься за изучение "Йога - Васиштхи" в самом
начале. Вы не сможете понять ее подлинное значение. Прежде всего вам нужно
изучить простые тексты. В начальных текстах Веданты даны наставления по
панчекарану и другим основным положениям Веданты. Панчекаран - это описание
пяти элементов. Воздух, которым вы сейчас дышите, не является чистой
вайю-танматрой (элементом воздуха). В нем содержатся некоторые другие элементы.
В "рупии" воздуха содержится "восемь анн" вайю-танматры и "две анны" каждой из
остальных четырех танматр (элементы, или стихии). Так же и с прочими элементами.
Есть и другой панчекаран - - панчекаран для хорошего сна. Смешайте четыре
вещества: масло, выжатое из миндаля, семена тыквы, семена мака, кофейные зерна
и добавьте масла Брахми в количестве, равном сумме всех четырех составляющих.
Это панчекаран для хорошего сна. Не думайте, что я уклонился от основной темы
|
|