Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Йога :: Свами Шивананда Сарасвати :: Свами Шивананда - Золотая книга йоги
<<-[Весь Текст]
Страница: из 114
 <<-
 
     Йога - это соединение индивидуальной души с Высшей Душой. Так же, как 
плавящаяся камфора становится единой с огнем, так же, как капля воды, упав в 
океан, становится единой с океаном, так и индивидуальная душа, когда она 
очищена, свободна от вожделения, жадности, ненависти и эгоизма, приобретает 
качества благости (саттвы) и становится единой с Высшей Душой.
     Раджа-йога - это точная наука. В ней - восемь составляющих. Яма, нияма, 
асана, пранаяма, пратьяхара, дхарана, дхъяна, самад-хи. Раджа-йога начинается 
там, где заканчивается хатха-йога. Хатха-йога начинается с асан и пранаямы, 
контроля физического тела и очистки, или регуляции дыхания. Раджа-йога 
начинается с контроля ума и заканчивается в асампраджната самадхи - глубоком 
осознании, при котором различия пропадают.
     Теперь попытаемся провести небольшое исследование йоги. Йога -- это 
сдерживание умственных видоизменений. Все волны мыслей успокаиваются, и тогда 
вы входите в глубокое осознание (самадхи) и становитесь едиными с Высшей Душой. 
Читта - это подсознательный ум, где накапливаются все впечатления. Вы едите 
манго. Это рождает впечатление (самскару), которое откладывается в уме. Когда 
вы снова видите манго, эти впечатления восстанавливаются в уме. Когда ум 
размышляет о любом объекте этого мира, появляется вишайякара вритти (процессы 
сознания, порожденные объектами чувств). Например, в какой-то момент они 
принимают форму яблока. Сразу вслед за этим возникает мысль о другом объекте, и 
появляется другая мысль. Когда благодаря концентрации и медитации на Брахман 
эти модификации ума контролируются, рождается брахмакара вритти (процессы 
сознания, порожденные Брахманом, Высшим Духом). Все ведические тексты 
утверждают, что брахмакара вритти разрушает неведение (авидъя), и тогда 
появляется сияние Брахмана.
     Значение бесстрастия
     Существуют различные виды умственных изменений - некоторые болезненные, 
некоторые приятные. Для разрушения этих вритти Патанджали Махариши рекомендует 
постоянную практику (абхьясу) и отречение (вайрагью). Благодаря практике 
абхьясы и вайрагъи все изменения ума попадают под контроль, и вы входите в 
состояние глубокого осознания.
     То же самое говорит в Гите Господь. Арджуна говорит Господу: "Ум порывист, 
как ветер. Контролировать ум так же трудно, как схватить щипцами ветер". 
Господь Кришна отвечает: "Усмири этот порывистый ум абхьясой и вайрагьей". 
Вайрагья - наиболее важный фактор - это безучастность к нынешним и грядущим 
удовольствиям. Благодаря выявлению недостатков чувственной жизни, вы можете 
развить вайрагью. Ум заполнен чувственными впечатлениями. Очень трудно отвлечь 
ум от этих объектов. Метод таков: вспоминайте описание этого мира, данное 
Господом в Гите: "Этот мир непостоянен, преисполнен страданий, он - обитель 
печали. Все чувственные удовольствия кажутся приятными вначале, но в конце они 
подобны яду".
     Вспомните "Вайрагья Диндиму" Шри Шанкарачарьи: "В уме скрываются 
разбойники; жемчужина знания похищена этими бандитами, поэтому, о человек, 
пробудись от этой череды рождений и смертей (самсары). Проснись: жизнь уходит, 
ты пойман в это колесо самсары. Тебя донимают разного рода беспокойства и 
ожидания. Ты не осознаешь этого, но жизнь постепенно убывает". Постоянно 
сохраняя эти мысли, вы постепенно разовьете вайрагью. Изучайте "Вайрагья 
Сатаку" Бхартрихари, "Как обрести вайрагью", "Необходимость саньясы" и 
"Вайрагья Пракарану" в "Йога Васиш-тхе". Без вайрагьи вы не сможете добиться 
духовного прогресса.
     Практика: единственная панацея
     Усилие по укреплению ума различными средствами является абхъясой. 
Сосредоточьте ум на черной точке или любой фигуре. Ум будет рассеиваться, это 
его привычка. Постепенно уводите его от объектов и пытайтесь зафиксировать на 
лотосных стопах Господа.
     Мысль будет ускользать сто раз на дню, но после трехмесячной практики она 
будет ускользать 99, 90 или 80 раз. Так вы будете неуклонно прогрессировать, и 
ум скоро станет однонаправленным, и вы сможете зафиксировать его на Господе и 
медитировать длительное время. Средство от блуждания ума - непрерывная и 
регулярная практика в течение долгого времени. В конечном итоге вы осознаете 
свое единство с Высшей Душой. Если вы продолжаете практику два месяца, а затем 
оставите ее, вы не сможете взойти на вершину. Регулярность имеет важнейшее 
значение. Пусть ваша ежедневная практика будет даже десятиминутной, но вы 
должны быть регулярны. Выполняйте практику в утренние часы (брахма-мухурту). 
Брахмамухурта (час Брахмы) лучше всего подходит для ежедневной медитации.
     Обзор Раджа-йоги
     "Раджа-йога Сутры" Патанджали разделены на четыре части. Первая - Самадхи 
Пада. За ней" следует Садхана Пада, где описываются различные практики 
раджа-йоги. Затем следует Виб-хути Пада - описанные в ней различные психические 
силы вы обретаете с помощью концентрации. Четвертой является Кайвалья Пада. В 
ней описывается достижение бессмертия и единства с Высшим Пурушей (Личностью, 
Душой).
     Существует пять состояний ума: рассеянное (кшипта), глупое (мудха), 
взволнованное (викшипта), однонаправленное (экагра) и контролируемое (нирудха). 
Ум разбегается в разных направлениях; его лучи рассеиваются. Вам необходимо 
будет собрать их. Иногда ум заражен глупостью (мудха). Когда вы снова и снова 
практикуете концентрацию и повторяете имя Господа, ум становится 
однонаправленным. Это называется состоянием экагра. Впоследствии ум полностью 
контролируется (нирудха). Когда вы достигаете глубокого осознания без 
различения (асампраджната самадхи), он готов раствориться в Высшем Пуруше.
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 114
 <<-