|
Навадха бхакти
Шраванам, киртанам, смаранам, падасеванам, арчанам, ванда-нам, дасьям,
сакхъям и атма-ниведанам - это девять методов бхакти. Шраванам - это слушание
об играх (лилах) Господа.
Киртанам - это воспевание имен Господа.
Смаранам - это постоянное памятование о Боге.
Падасеванам - это служение Его стопам.
Арчанам - это поклонение.
Ванданам - это приветственный поклон (намаскар).
Дасъям - это признание себя слугой Господа.
Сакхьям - это видение себя как друга Господа.
Атма-ниведанам - это полная и безраздельная самоотдача.
Первые семь относят к садхана-бхакти. Восьмую (сакхьям) и девятую
(атма-ниведанам) можно отнести скорее к садхъя-бхакти (следование предписаниям
для развития бхакти), нежели к садхана-бхакти. Они представляют собой не
столько практику, сколько саму цель. Быть другом Господа и стать единым с Ним,
что подразумевает атма-ниведанам, действительно является целью бхакти, поэтому
эти два метода рассматриваются как садхъя-бхакти (следование предписаниям для
развития бхакти). В девяти методах вы также обнаружите синтез трех основных
видов йоги - карма, бхакти и гьяна-йоги. Падасеванам и дасьям - это практики
карма-йоги. Господь пребывает во всех сердцах. Как можете вы служить Его стопам,
кроме как через служение каждому существу в этом мире? Дасъям - это видение
себя как слуги Бога. Господь в каждом. Поэтому необходимо радостно, динамично и
добровольно служить всем. Это карма-йога. Киртанам, арчанам, ванданам и сакхъям
- это составные части бхакти-йоги. А шраванам, смара-нам и атма-ниведанам
составляют трехступенчатый процесс практики гьяна-йоги, а именно: шраванам
(слушание), мананам (размышление) и нидхидхьясанам (глубокая медитация).
Повсюду вы будете находить синтез. Если вы желаете достичь быстрого духовного
прогресса в этой Кали-юге, тогда йога синтеза станет для вас наилучшим
средством.
Бхакти-йога доступна всем
Для бхакта не существует классификаций. Господь Рама превозносит
преданность Сабари. Вы знаете, что Сабари не была рождена в высшей касте
браминов. Но она обладала великой преданностью Господу. Она попробовала плод и
затем предложила его Господу потому, что хотела поднести Ему самый сладкий.
Господь принял плод с удовольствием и благословил ее. Вам не нужно строить для
Господа золотые храмы. Вам не нужно предлагать Господу дорогие украшения и
одежды. Ему нужна только высшая любовь вашего сердца.
Он удовлетворен скромным подношением воды, листа или цветка, но
предложенными с любовью.
Господь удовлетворен одной преданностью, и для бхакти-йоги нет других
условий.
Это была праведность охотника Ратнакара (который стал Валь-мики Махариши);
это был возраст мальчика Дхрувы (который получил даршан Господа); это была
образованность Гаджендры, слона, которого сам Господь оберегал и благословлял;
это была кастовая принадлежность Видуры (сына служанки); это была доблесть
слабого Уграсены; как прекрасна была Кубджа (уродливая толстуха), которую
благословил Господь Кришна; как богат Судама (бедный брамин, преданно служивший
Господу) - Господь удовлетворен преданностью и не ждет от своего бхакты ничего
другого. Воистину, Господь любит саму Любовь.
Эта бхакти может принимать любую форму, лишь бы не прекращалось
размышление о Господе.
Гопи считали Его своим возлюбленным, Камса видел в Нем своего врага и жил
в постоянном страхе, Шишупала и другие ненавидели Его, пандавы были Его
большими друзьями, мудрецы, такие, как Нарада, были очень преданны Ему. Все они
достигли Господа, и хотя их отношения к Нему были различны, их умы и сердца
постоянно пребывали у Его лотосных стоп.
Шраванам
Слушание о Господе (шраванам) усилит вашу преданность. Вы слушаете о
различных чудесных деяниях Бога - Его играх, совершенных Им в разных
воплощениях. Постепенно вы приходите в восхищение. Когда вы постоянно слышите о
чудесах, явленных Господом Иисусом, то начинаете верить и восхищаться учением
Библии. Эти Писания неотличны от Пророков. Гуру Грантх Сахеб неотличен от гуру
Нанака. И когда вы слышите об играх Господа Кришны, вы также восхищаетесь Им.
Как наши тексты описывают Господа? Он безграничен, милосерден, всесилен,
всеведущ, вездесущ, совершенен, независим, свободен и т.д. Вы начинаете
восхищаться Им. Затем у вас зреет желание вести жизнь преданности, повторять
имя Господа, всегда следовать принципам правильного поведения (садачара),
любить всех, контролировать гнев (кшама), и вы достигнете стоп Господа и
станете едины с Ним. За восхищением приходит влечение к повторению Его имени.
Затем вы привязываетесь к Господу. Впоследствии приходит высшая любовь к
Господу.
Поэтому вы должны изучать писания не так, как читаете романы, но с
искренней любовью, с особым отношением. Именно такое изучение приведет вас от
восхищения к влечению, затем к привязанности и далее к высшей любви. Те же
стадии характерны и для любви, развивающейся между мужем и женой. Но между ними
нет высшей любви. Физическая любовь ограниченна, эгоистична и потому
оканчивается ссорами. Божественная любовь безгранична, неизменна и вечна.
Женщины имеют больше привязанности и больше преданности. Поэтому они -
достойные кандидаты для бхакти. Они быстро могут достичь осознания Бога. Но
|
|