|
раджастических действий, а затем все ближе к преимущественно саттвическому
состоянию. Разумеется, между этими различными состояниями существуют колебания:
порой человек может ощущать себя тамастическим (ленивым и тупым), в другое
время – раджастическим (деятельно настроенным) и так далее. Но посредством йоги
возможно выработать преимущественно саттвический темперамент. Это служит
трамплином к более высоким состояниям сознания. Вершина йоги – привести
человека к переживанию того, что выходит за пределы гун, к состоянию, на
которое не распространяется классификация тамаса, раджаса и саттвы. На
санскрите оно именуется гунатита, что означает «за пределами ума, чувства и
игры природы».
На этом этапе стоит указать, что карма-йога не приводит к апатии и отсутствию
интереса к работе. Широко принято думать, что людей могут заставить работать
только страсть, экономическая выгода и другие аналогичные мотивы и что без этих
стимулов они будут тяготеть к состоянию полной лени и бездействия. Конечно,
предвкушение вознаграждения заставляет людей работать – в этом не приходится
сомневаться. Но в то же время этот вид работы ведет к непрекращающемуся разладу
как во внешнем мире, так и во внутренней среде человека. С другой стороны,
человек, для которого не служат побуждением мысли о личной выгоде и который
обладает ясным пониманием (саттвическим темпераментом), будет сознавать свой
долг и выполнять его. Он будет следовать действиям, которые естественным
образом даются его уму-телу. Он не будет прекращать свою работу, ибо в этом нет
нужды. В то же время он будет делать свою работу гораздо эффективнее, чем если
бы он исходил из эгоистических побуждений. Работая вместе с другими людьми, он
будет способен свести к минимуму нервозность и конфликт интересов. Человек
саттвического типа может легко обходить препятствия, которые, как правило,
останавливают или приводят в замешательство других людей, зачастую из-за их
гордыни или упрямства. Саттвический человек будет находить способ обходить
проблемы по мере того, как они возникают. В этом преимущество бескорыстия.
Карма-йога и другие пути
йоги
Карма-йогу не следует отделять от других форм йоги. Другие пути йоги необходимо
дополнять карма-йогой, равно как и карма-йогу не следует практиковать в
отдельности – ее тоже нужно дополнять другими видами йоги. Все различные пути
йоги взаимно усиливают друг друга. Например, карма-йога, выполняемая даже с
умеренным успехом, может помогать добиваться больших успехов в медитативных
практиках. Улучшение сосредоточения посредством карма-йоги приведет человека к
настоящему медитативному опыту. В свою очередь, содержательный и более глубокий
медитативный опыт раджа йоги, крийя-йоги и т.д. помогает более успешно
практиковать карма-йогу. Это циклический процесс, в котором каждый компонент
помогает другим. В то время как медитативные техники помогают выявлять
внутренние психологические и эмоциональные проблемы, карма-йога тоже помогает
выводить эти проблемы на поверхность и, в конечном итоге, исчерпывать их.
Асаны и пранаяма помогают не только улучшать медитативные техники, но и более
эффективно выполнять карма-йогу. В свою очередь, если вы добьетесь хотя бы
умеренного сосредоточения во время рабочего дня, то в вашей ежедневной практике
асан, пранаямы и медитативных техник также наступит огромное улучшение. У вас
автоматически будет спонтанный поток сосредоточения на протяжении всей практики,
что позволит по-настоящему проявиться ее благотворному действию. Это само по
себе служит важной причиной для того, чтобы стараться практиковать карма-йогу.
А более высокие переживания и покой, которые вы познаете в результате
ежедневных занятий йогой, значительно облегчат практику карма-йоги, ведущую к
большему расслаблению и сосредоточению в повседневных делах, что опять же
сделает программу ежедневных занятий йогой более плодотворной. Это непрерывный
процесс восхождения, применимый ко всем системам раджа йоги, включая и
крийя-йогу. Если вы склонны к религиозности, тогда карма-йогу можно
непосредственно соединять с бхакти-йогой[1 - Книга II, урок 15, тема 1.]. Кроме
того, карма-йога служит подготовкой к джняна йоге[2 - Книга III, урок 28, тема
1.], которая требует глубокой сосредоточенности ума. Карма-йога – это путь для
всех. Она дополняет все другие пути йоги.
Продвижение в
карма-йоге
Хотя на ранних стадиях карма-йоги необходимо прилагать усилия, со временем она
начинает возникать спонтанно. Есть прекрасное слово на санскрите и хинди –
бхава. Оно означает чувство, отношение, которое рождается из самых глубин
человеческого существа. Это не лицемерное или ложное чувство. Это чувство,
возникающее из самой сути природы человека как выражение высшего знания. Оно не
является ни благочестивым, ни надуманным. Вследствие высшего осознания и
постижения глубинных взаимосвязей с другими людьми человек действительно хочет
давать другим как можно больше. Здесь нет выбора; не требуется никаких усилий.
Вначале карма-йога требует усилий и целенаправленного развития, но
возникновение более высокого понимания преобразует карма-йогу в спонтанное
выражение бхавы. Больше нет никакой практики как таковой, ибо человек начинает
излучать реальную карма-йогу.
|
|