|
расстановкой акцентов. В то время как шиваиты в большей степени подчеркивают
неподвижное, всепроникающее сознание Шивы, шакты придают большее значение
динамическому аспекту бытия или сознания, именуемому Шакти. Конечно, в
действительности, их интересует одно и то же, и можно одновременно поклоняться
и Шиве, и Шакти. Если вы предпочитаете ориентировать свои духовные практики на
одного из них, это автоматически подразумевает приятие другого и, следовательно,
поклонение ему. Сфера Шивы-Шакти охватывает весь возможный диапазон
человеческого существования. Поэтому что мешает поклоняться им
обоим?
Можно пойти еще дальше: любое божество любой религии, все божества тантрических
направлений и, по существу, любое мыслимое божество – это не более чем одна из
многообразных форм Шакти (или Шивы). В проявленной вселенной нет ничего, что не
было бы выражением Шакти. Так что в некотором смысле все религии и направления
подходят под определение шактизма. Разумеется, в Индии шакты разработали
некоторые необычные духовные практики, но это не умаляет практически
универсального характера шактизма. Все сущее – это Шакти, и потому во всем
можно видеть Шакти и поклоняться ей.
Мы хотим закончить этот раздел указанием на то, что древние люди всего мира
полностью осознавали силу духовных практик, ориентированных на Шакти. Приведём
простой пример. Древние египтяне, подобно тантристам прошлого и настоящего,
знали, что проявленный мир – это ключ, врата к запредельному. Вместо того чтобы
называть силу мира Шакти, они называли ее Изидой. Отличается только имя: суть
одна и та же. Как было
сказано:
«Я, Изида – все что было, все что есть, и все что будет; ни один смертный
(человек низкого осознания) никогда не снимал моего покрывала».
Только посредством духовных практик можно открыть для себя Изиду или Шакти.
Только повысив свой уровень осознания, можно проникнуть взглядом за завесу
(майю), окружающую Изиду. В других частях света Шакти была известна под другими
именами, ибо древние мудрецы знали, что она – средство достижения запредельного.
Она остается таким средством и в наше время.
Сауры
Это направление поклоняется солнцу (сурья). Хотя может показаться, что они
поклоняются физическому солнцу, действительным объектом их поклонения является
то, что солнце лишь символизирует – а именно абсолют (Брахман). Солнце – очень
подходящий символ, ибо как материальное солнце освещает и поддерживает
Солнечную систему, так и высший свет порождает и поддерживает все видимое и
невидимое, известное и непознанное. Приверженцы этого направления считают
солнце символом абсолюта. Кроме того, материальное солнце отражает силу Шакти,
действующую во всей вселенной, а также служит символом света сознания Шивы.
Это направление уходит своими корнями в глубину времен, так как люди всего мира
всегда почитали солнце. Многие сочли это просто религией природы, не имея
настоящего понимания ее более глубокого значения. В то же время солнце
представляет собой созданный самой природой очевидный символ силы. Даже люди,
которым недоставало опыта, быть может, жившие в примитивных условиях, как и все
остальные, ощущали силу солнца. Они могли с благоговением смотреть на
восходящее солнце, ощущать его силу и чувствовать в себе странное волнение,
которое заставляло их сознавать проблеск гигантской силы космического или
духовного солнца, сияющего из глубины их внутреннего существа. В
действительности, для этого не нужна никакая религиозная система.
В Индии солнечный культ распространен, главным образом, в Ассаме, Ориссе и
Бенгалии. В Конараке, в Ориссе, есть известный на весь мир прекрасный храм,
посвященный Сурье – солнцу и всему, что оно символизирует. В некоторых прошлых
цивилизациях духовное солнце тоже персонифицировали – таковы Митра у древних
персов, Аполлон у древних греков и т.д. В действительности, не исключено, что
многие религиозные традиции поклонялись духовному солнцу в персонифицированной
форме. Однако в современное время это сильно завуалировано, и люди обычно не
сознают, что божество или форма происходит от солнечного культа.
Без материального солнца не могло бы существовать ничего живого. Точно так же,
ничто не могло бы существовать без Брахмана, света сознания (Шивы) и силы
проявления и поддержания (Шакти). Солнечный культ – это простой, но красивый
способ почитания запредельного через посредство символа. В современной Индии
это направление почти прекратило существовать как отдельная религиозная группа.
Ганапатьяиты
Приверженцы этого направления поклоняются круглолицему слоноподобному божеству,
именуемому Ганапати или Ганеша. Он – сын Шивы и Парвати (Шакти) и воплощает
понимание, обретаемое посредством ума. Иными словами, то, что именно через
посредство сознания и его проявления (Шива-Шакти) обретается умственное
понимание.
|
|