|
положить их между колен.
Тема
4
Пранаяма.
Практика
В 12-м уроке мы познакомили вас с четвертым этапом пранаямы нади шодхана
именуемым бахир кумбхака[1 - Книга I, урок 12, тема 4.]. Мы подчеркивали что на
Ранних стадиях практики вам не следует надолго задерживав дыхание после выдоха.
Это очень важно. Мы предложили, чтобы время внешней задержки дыхания было не
больше длительности вдоха. То есть, если вы делаете вдох за 5 секунд
(досчитываете до 5), то и внешняя задержка дыхания должна быть не дольше 5
секунд; если вдох занимает 3 секунды (вы досчитываете до 3), то и
продолжительность внешней задержки Должна составлять лишь 3 секунды; и так
далее. Если вы уже освоили это и если вы не перенапрягаетесь и не испытываете
затруднений, выполняя вдох, выдох и антар кумбхаку (контролируемую внутреннюю
задержку дыхания) тогда вам можно увеличивать продолжительность бахир кумбхаки.
Прошлый раз мы предлагали соотношение продолжительностей 1:8:6:1:1:8:6:1 для
полного цикла практики[1 - Книга I, урок 12, тема 4.]. Если вы его освоили, то
можете переходить к следующему новому соотношению. 1:8:6:2:1:8:6:2 (вдох: антар
кумбхака : выдох : бахир кумбхака : вдох : антар кумбхака : выдох : бахир
кумбхака).
Не перенапрягайтесь. Девизом должно быть: медленно, медленно.
Тема
5
Медитация. Чидакаша
дхарана
Каждый из нас в то или иное время смотрел на ночное небо и звезды и чувствовал
благоговение перед беспредельностью всего сущего. Одни испытывают невыразимую
радость, а другие – чувство полной незначительности по сравнению с этим
бесконечным колоссом, именуемым космосом. Некоторые люди, возможно, ощущают
некоторую подавленность, однако этого бы не происходило, если бы каждый из нас
также смотрел и внутрь, в бездонные глубины внутреннего космоса ума. Внутренняя
вселенная внушает не меньшее благоговение; она столь же поразительна, огромна и
волнующа, как и ее внешний эквивалент, а по существу, даже больше. Она также
бесконечна по масштабам. Она беспредельна. Именно познавая природу внутреннего
космоса, человек перестает ощущать полное ничтожество перед внешним. В этом и
состоит цель медитативных практик.
На санскрите окружающая нас материальная вселенная называется махакаша. Слово
маха означает «великий», а слово акаша – «пространство» или «эфир». Поэтому
махакаша буквально означает «великое пространство» или «великий эфир». Именно
исследованием махакаши, внешней вселенной, почти все люди были полностью заняты
в прошлом и продолжают это делать и поныне. Это применимо к фермеру, инженеру,
моряку и космонавту. Все они по-своему исследуют потенциал материального
космоса.
Прискорбно, но факт, что лишь очень немногие люди предпринимают попытки
исследования внутреннего космоса. Они даже не знают о его существовании.
Человек продолжает идти дальше и дальше во внешнее пространство, но не обращает
внимания на бесконечность внутри самого себя. Почти все так поглощены внешним,
что забывают смотреть внутрь. На санскрите внутренний космос называется
чидакаша; слово чит означает «сознание», и потому слово чидакаша буквально
переводится как «пространство сознания». В махакаше мы видим материальный мир и
бесчисленные события и формы макрокосма. В чидакаше возможно – хотя немногие
это понимают – наблюдать бесконечные психические события, происходящие во
всяком и каждом человеческом существе. Такова цель всех медитативных практик,
включая практику под названием чидакаша дхарана, которую мы теперь рассмотрим.
Чидакаша
дхарана
Это одна из наиболее широко применяемых техник йоги. Ее, как правило, включают
в другие практики. Она направлена на создание умственного экрана; на наблюдение
пространства (чидакаша) перед закрытыми глазами. Слово дхарана означает
«сосредоточиваться» или «осознавать». Эту технику можно назвать «осознанием
внутреннего пространства сознания».
|
|