|
посредство содействия его тела и ума; на самом деле, работу делает сознание.
Это прекрасно описывает сходный индийский афоризм, который неопровержимо
заявляет:
«Нахам карта – Харих карта»
—
«Не я делаю – сознание делает».
Таким образом, подводя итог можно сказать, что идея карма-йоги не
ограничивается индийскими священными писаниями и йогой. Она присутствует и во
многих других системах, включая те, что мы не упомянули из-за недостатка
времени и места. Однако только в индийских писаниях и йоге можно найти
систематическую формулировку ее законов и целей. Конечно, это имеет свои
недостатки, так как открывает возможность ее неверной интерпретации
интеллектуальными аналитиками, и что уже происходило с весьма плачевными
результатами. В других традициях карма-йога передавалась от учителя к ученику
путем личных наставлений. Разумеется, при этом ее значимость и применение были
ограничены узким кругом посвященных, но, по крайней мере, было меньше
неправильного понимания.
Махатма Ганди – карма
йогин
Все великие йоги, святые и мудрецы были адептами карма-йоги, ибо они
осуществляли совершенные деяния без малейшего оттенка эгоизма. Чтобы
практиковать карма-йогу, не обязательно выполнять большое количество работы.
Важны отношение и состояние осознания. Даже отшельник в своей пещере может быть
карма-йогом, несмотря на то что он мало работает. В то же время есть или были
некоторые люди, которые получили известность как адепты карма-йоги, так как они
наиболее ясно и наглядно воплощали ее идеалы. Они выполняли огромное количество
работы без желания славы, без мыслей о власти или деньгах. Они работали ради
самой работы и нередко помогали другим людям выбраться из трясины социальных
условий или духовной нищеты. Вероятно, самым известным примером в этом столетии
был Махатма Ганди. Он выполнял невероятное количество работы, но был очень мало
подвержен влиянию личных симпатий и антипатий, прихотей и капризов. Его ум был
свободен от ограничений, которые обычно мешают действиям большинства людей.
Вследствие этого он мог с незамутненной ясностью видеть проблемы Индии и работу,
которая была его долгом.
Большинство решений в мире несут на себе отпечаток личных отношений приязни и
враждебности. Ганди был способен преодолевать эту однобокость, и именно это
давало ему силу. У него не было настоящих личных друзей в обычном смысле этого
слова, ибо его друзьями были все люди и даже так называемые враги. Ни одно из
его действий не совершалось в качестве одолжения. Он делал то, что нужно было
сделать; этого требовала ситуация. Он действовал ради блага человечества в
целом и ради благополучия всех людей Индии. Некоторые люди говорят, что он был
упрям, но он действовал, потому что знал свой собственный ум и мог понимать ум
других людей и ситуацию в мире в ясном неискаженном свете. Он был решительным
политиком и в то же время проявлял глубокое и искреннее сострадание ко всем. По
роду занятий он был политиком; по духовному призванию он был великим
карма-йогом.
Махатма Ганди достигал успеха, очищая свой ум постоянными усилиями и
карма-йогой. Благодаря этому ему удавалось эффективно выполнять огромное
количество работы, всегда доводя начатое до конца. Казалось, он никогда не
уставал, в отличие от других людей, которые, проработав час, утрачивают
энтузиазм или утомляются. Почему так было? Разумеется, все дело в уме.
Благодаря упорной практике карма-йоги, подкрепляемой другими формами йоги,
включая бхакти-йогу и крийя-йогу, Ганди был способен очищать свой ум.
Спокойный ум может, не утомляясь, выполнять самую напряженную работу в течение
длительных периодов времени. Его не сбивают с пути внешние отвлекающие факторы
и внутренние возмущения. Он остается сосредоточенным на текущей работе.
Большинство людей тратят свою энергию на бесполезные, незначительные,
эгоистические споры или горячие дискуссии ни о чем. Их умственная энергия и,
как следствие, физическая энергия рассеиваются во всех направлениях. На работу,
которую необходимо сделать, почти не остается сил.
Сочетание сосредоточенной силы и отстраненности становится почти неудержимым.
Говорят, оно движет горы. Ганди ясно показывал справедливость этого изречения,
и мы еще раз подчеркиваем, что отстраненность не означает пренебрежения мирским.
Хотя Ганди несомненно был отстраненным, тем не менее чувствовал и выражал
огромное сострадание. Отстранение – это позиция ума, при которой что бы ни
случалось, оно не вызывает отрицательных последствий и психологических
конфликтов. Человек делает лучшее, на что он способен, но в то же время не
позволяет внешним событиям выводить из равновесия или смущать свой ум. Эту
позицию можно постепенно вырабатывать и применять, как это столь успешно делал
Махатма Ганди.
|
|