|
Тема
3
Прана.
Введение
Существует множество ошибочных представлений о пране и пранаяме. Прана не
означает «воздух» или «дыхание», хотя многие интерпретируют это слово таким
образом. Слово пранаяма имеет гораздо более широкое значение, чем ее обычное
определение – «управление дыханием». Важно понимать эти термины, хотя бы на
уровне интеллекта, чтобы точно знать, в чём состоит цель пранаямы.
Религиозные и традиционные
аспекты
В древнем тексте, который называется Сатапатха Брахмана, написано: «Прана есть
тело Я (высшего сознания)». Другими словами, прана – это проводник или
посредник сознания. В этом смысле прану можно приравнять к индуистскому понятию
пракрити, означающему проявленные элементы вселенной в форме материи и энергии.
Из современной науки нам известно, что материя, в действительности,
представляет собой лишь форму выражения энергии. Поэтому мы можем говорить, что
прана означает энергию. Прана или энергия в любом виде, будь то ум, тело,
материя или другая форма энергии, действует как проводник, переносящий сознание.
Без праны сознание было бы полностью неспособно выражать себя в феноменальном
мире, проявляясь в бесконечном множестве жизненных форм во вселенной. Прана –
это активный аспект бытия, а сознание – это вездесущее неактивное и
свидетельствующее начало. Чтобы существовала жизнь, должны присутствовать они
оба.
В других индийских писаниях встречаются различные другие определения, но все
они указывают, по существу, на одно и то же понятие. В Чхандогья Упанишаде
говорится, что прана – это внутренняя форма, а вайю (понятие, нестрого
определяемое как воздух, но, в действительности, также означающее жизненную
силу, энергию, ветер) – это внешняя форма энергии. В данном контексте мы
рассматриваем это просто как подразделение одной и той же энергии – термином
прана обозначается та энергия, которая существует в теле и образует комплекс
ум-тело на различных уровнях его утончённости. Именно этот аспект интересует
нас во время практики пранаямы.
В тантрических и различных других текстах, энергию или прану символизируют
могущественная богиня-мать Шакти, или Кали, и другие богини. Она считается
женским аспектом бытия, плодородной почвой, на которой сознание (олицетворяемое
различными богами, в особенности, Шивой) может укореняться, расти и проявляться
во вселенной. Шакти или прана – это чрево бытия. Главной темой тантры является
соединение Шивы и Шакти, благодаря чему сознание может совершенным образом
выражать себя через посредство энергии, праны. Шива – это зрение, а Шакти –
глаза; Шива – это слух, а Шакти – уши. Прана и управление ею составляют
неотъемлемую часть всех этих духовных систем, но известны они под разными
названиями.
Существовало ли представление о пране в других культурах и религиях? Безусловно
да, поскольку этот принцип не является чем-то искусственным, он представляет
собой основополагающий аспект бытия. И поэтому нас не должно удивлять то, что
он упоминается в самых различных культурах и религиях всего мира. Давайте
рассмотрим несколько примеров.
В христианстве придаётся огромное значение вину и хлебу, используемым во время
святого причастия. За этой церемонией скрыт великий символический смысл, хотя
его понимают немногие. Хлеб – это хлеб жизни, и это в точности то, что он
символизирует – энергия, прана или жизненное начало вселенной. Вино
символизирует духовное просветление, пьянящее блаженство познающего сознания.
Вот почему эти две составляющих вкушают во время обряда: их сочетание
олицетворяет единство двух аспектов бытия, а именно, единство сознания и
энергии.
В Библии имеется множество других упоминаний о пране. Например, в Послании к
коринфянам сказано: «Ибо мы многие – суть один хлеб и одно тело, ибо все
причащаемся от одного хлеба» ( I, Кор., 10:17). Под хлебом здесь
подразумевается не прана или энергия, а сознание. Иными словами, этот текст
можно перефразировать следующим образом: «Мы многие (люди), в действительности
– одно сознание и одно тело (праны или универсальной энергии), ибо все мы
соучаствуем в этом едином сознании». Это ясно показывает согласие между
йогическим христианством и древними индийскими концепциями.
В древнем Китае понятие универсальной энергии занимало ведущее место. Китайцы
называли её ци. Как и в учении йоги, у них было высокоразвитое и целостное
представление о человеке и его связи со вселенной. Они полагали, что вся
вселенная пронизана энергией и что каждый из нас, будучи теснейшим образом
|
|