Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Йога :: Свами Сатьянанда Сарасвати - Древние тантрические техники йоги и крийи :: 1. Свами Сатьянанда Сарасвати - Древние тантрические техники йоги и крийи Том I Вводный курс
<<-[Весь Текст]
Страница: из 317
 <<-
 
Сарасвати



Тема 
1
Крийя-йога. 
Введение

Все мы обладаем потенциальными возможностями, которые выходят за пределы наших 
самых смелых мечтаний, однако большая часть этих возможностей остается 
невостребованной. Каждый человек способен переживать различные планы сознания, 
однако большинство из нас живут на низших планах, не имея опыта более высоких 
уровней бытия и даже не веря в их существование.

Многие люди в этом мире несчастливы, испытывая неудовлетворенность и, в то же 
время, не зная, чего же недостает в их жизни. Основная причина этого отсутствия 
счастья состоит в нашей привязанности к материальной плоскости существования. 
Когда мы узнаем о более высоких сферах сознания, наши несчастье и недовольство 
исчезают сами собой.

Существуют различные системы йоги – например, раджа йога, кундалини йога, и т.д.
 – которые широко известны во всем мире. Все они нацелены на достижение 
трансцендентных состояний, в которых человек начинает общаться со своей 
внутренней сущностью. В большинстве систем особое внимание уделяется 
сосредоточению, как средству переключения сознания с внешнего мира на 
внутренние области ума.

Не слишком углубляясь в семантику, давайте, прежде всего, определим, что обычно 
понимают под словом «сосредоточение». Сосредоточение подразумевает 
фокусирование сознания в одной точке – внешней или внутренней – при полном 
исключении всех остальных предметов или мыслей. Но это не так просто, поскольку 
наше сознание вместе с нашим умом привычно перемещается из одного места в 
другое, с одного объекта на другой объект. Любая попытка с нашей стороны 
подчинить себе сознание и заставить его оставаться в одном месте утомляет ум и 
вызывает у нас напряженность и расстройство из-за неспособности справиться с 
его блужданием.

Если вы понаблюдаете за собой, то заметите, что ваше сознание обладает 
естественной склонностью к разнообразию впечатлений и переключению с одного 
объекта на другой. Попытайтесь на несколько минут сосредоточиться на чём-либо 
одном, и вы убедитесь, что это так. Вы будете осознавать непрекращающийся поток 
мыслей, причем некоторые из них оказываются связанными друг с другом, а другие 
выглядят совершенно посторонними. Это появление посторонних мыслей называется 
«отвлечением» (викшепа) и представляет собой ограничение ума.

Во многих системах йоги вам предлагается поместить перед собой какой-либо 
предмет или представлять себе мысленный образ и сосредоточиваться на них – и 
вдруг, вы начинаете исследовать подсознательные глубины ума. Хотя это вполне 
правильный метод, который может приводить к удивительному опыту, он не 
учитывает склонность нашего сознания к блужданию, в результате чего для 
большинства людей сосредоточение оказывается недостижимым. Сосредоточение 
возможно только если человек полностью расслаблен, как умственно, так и 
физически. Большинство людей не способны расслабляться, либо это удаётся им 
крайне редко. По этой причине ум постоянно бомбардирует сознательное восприятие 
разными потоками мыслей. В такой ситуации большинство людей не способны 
сосредоточиваться. Пытаясь сосредоточиться, они, как правило, стараются 
подавить мешающие факторы в уме и, тем самым, создают еще большую напряженность.

Сосредоточение – это нечто происходящее само собой при полном расслаблении ума 
и тела[2 - Чтобы понять, что такое «расслабленная сосредоточенность», 
необходимо учитывать, что в йоге расслабление – это не пассивное состояние, а 
активный процесс. Согласно психологии йоги, ум устроен иерархически: нижний 
уровень – эмоции, затем идут ощущения, восприятия, воля, мышление и, на самом 
верху, «различающее сознание». Расслабление достигается последовательной 
взаимной нейтрализацией положительных и отрицательных компонентов на каждом 
уровне снизу вверх, в результате чего уровни «отключаются», пока не остается 
одно «различающее сознание» – оно то и способно спонтанно сосредоточиваться. 
Поэтому нельзя расслабиться, уделяя внимание только положительным ощущениям, 
эмоциям, мыслям и т.д.; равным образом, нельзя расслабиться, желая 
расслабиться; нельзя сосредоточиться, желая сосредоточиться – как уже сказано в 
примечании 1, практики йоги – это не упражнения (ред.).]. Пока не достигнуто 
расслабление, сосредоточение – то есть, настоящее сосредоточение – остается 
невозможным. Необходима система, которая последовательно ведет человека ко все 
более глубоким уровням расслабления, пока сосредоточение не становится 
спонтанной деятельностью сознания. Именно такова система крийя-йоги.

Перед тем как говорить о крийя-йоге, давайте вкратце обсудим, к чему нас 
приведёт сосредоточение – то есть, расслабленное сосредоточение. Результатом 
или кульминацией глубокого сосредоточения становится спонтанное состояние 
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 317
 <<-