|
ГЛАВА 3. ЧТО ТАКОЕ ДОШИ
Аюрведа признает три формы пранической (или жизненной) энергии как основу
для здоровья и болезни у всех людей. Это три доши, или биологических жидкости,
– Вата (воздух), Питта (огонь) и Капха (вода). Доша означает «то, что вызывает
порчу вещей» и имеет отношение к болезненному потенциалу жидкостей. Вата
означает «ветер»; Питта означает «желчь», а Капха ассоциируется со «слизью или
мокротой». Ветер, желчь и слизь – это три основные формы токсинов, которые
вызывают боль и болезнь, когда они накапливаются в теле. Ветер вызывает сухость,
ригидность, нервозность и слабость. Желчь, которая является формой огня,
вызывает инфекцию, воспаление, кровотечение и лихорадку. Слизь вызывает
закупорку сосудов, отек и ожирение.
ВАТАДОША
Вата – это движущая или энергетическая сила, ответственная за движение,
выражение и разрядку всех импульсов.
Вата действует главным образом через нервную систему, она протекает через
нее, подобно электрическому току.
Толстый кишечник является главным местом ее болезненных процессов, в
котором скапливаются отработанные газы или токсины Ваты, и оттуда они
распространяются в кровь, кости и другие части тела
ПИТТАДОША
Питта – это огненная или трансформирующая сила, ответственная за
пищеварение, тепло и восприятие всех типов.
Питта главным образом действует через пищеварительную систему и кровь как
главные телесные термогенетические области.
Она отвечает за болезненные процессы в области тонкого кишечника, где
накапливаются избыточная кислота или токсическая Питта, и распространяется
через кровь к различным частям тела.
КАПХАДОША
Капха – это поддерживающая или сохраняющая сила, ответственная за
формирование тканей, субстанции и поддержку.
Капха действует главным образом через плазму или лимфатическую систему как
основу питательного раствора, создающего массу тела и обеспечивающего питание
всех его тканей.
Болезненные процессы, связанные с Капхой, развиваются в желудке, в котором
избыток слизи (отработанная Капха) накапливается и распространяется через кровь
и лимфу к различным частям тела.
Цель практики асан заключается в том, чтобы сохранять правильное течение
дош, поддерживать их как силы здоровья и жизнеспособности. Ее целью является
предупреждение накапливания дош в их характерных местах (Вата – толстый
кишечник, Питта – тонкий кишечник, Капха – желудок) и начала болезненных
процессов.
Асана с ее смягчающим, растягивающим и расслабляющим действием является
главным физическим упражнением для поддержания баланса дош. Она успокаивает
Вату, охлаждает Питту и освобождает Капху. Асаны поддерживают наше физическое
строение и энергию в гармонии, для того чтобы не беспокоить доши, обеспечивая
правильную циркуляцию крови и праны во всем теле. Эти три доши всегда
вовлекаются в то, что они делают:
• Вата – это курьер.
• Питта толкает или провоцирует.
• Капха укрепляет или сопротивляется.
Вата, которая имеет отношение к пране, или жизненной энергии в целом,
представляет собой движущую силу, циркулирующую и работающую. Питта является
трансформирующей силой, которая заставляет вещи переходить из одного состояния
в другое, как, например, пища становится тканью посредством сгорания в
пищеварительном тракте. Капха – это поддерживающая сила, которая удерживает
предыдущие состояния, будь то здоровье или болезнь.
Вата движется вперед поступательным движением, делая нас активными и
способными к продолжению движения. Сначала мы должны иметь дело с Ватой и быть
уверенными в том, что наша жизнь движется в правильном направлении. Питта
вызывает изменение уровня или манифестации. Она заставляет вещи двигаться вверх
или вниз и является источником нового. Во вторую очередь мы имеем дело с Питтой,
чтобы убедиться в правильности усвоения нами своего жизненного опыта. Капха
удерживает все, что было раньше, и сохраняет, сдерживая, и горизонтальное
движение Ватты, и вертикальное движение Питты. Она также обеспечивает топливо,
на котором работают две другие доши, чтобы вырабатывать энергию, служащую для
их стабилизации. В третью очередь мы имеем дело с Капхой, для того чтобы
охранять свою основу.
Доши имеют психологические последствия – такие, как силу темперамента,
эмоциональные факторы, которые в избытке приводят к дисбалансу. Вата, или ветер,
создает страх и беспокойство, которые проистекают из чувства неустойчивости и
нестабильности. Питта, или огонь, вызывает гнев, последствие избытка тепла или
страсти в нашей системе. Капха как вода вызывает скупость и преданность,
состояния привязанности и удержания чеголибо.
ГЛАВА 4. КАК ОПРЕДЕЛИТЬ СВОЙ КОНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЙ ТИП
Чтобы практиковать йогу, подходящую именно для вашего типа, вы должны
сначала суметь определить ваш реальный тип. В этой главе мы будем рассматривать
|
|