|
напряжение и успокаивают нервы, что является распространенной проблемой при
нашем бешеном ритме жизни. Они являются важной частью здорового образа жизни и
имеют терапевтическое влияние как на наше тело, так и на наше сознание. По этой
причине люди, которые не интересуются духовной составляющей йоги, могут все же
найти много пользы в практике асан.
ВАЖНОСТЬ ВОСЬМИ СТУПЕНЕЙ ЙОГИ
Восемь ступеней йоги – это нечто совершенно необычное. Однако они также
отражают естественную структуру нашей жизни. Это не искусственная конструкция,
но часть естественного движения тела и сознания.
• Все мы имеем разные ценности и представления, которые мотивируют нас в
жизни (яма и нияма), становятся основой наших профессий, увлечений и
углубленных поисков.
• Из этих ценностей мы развиваем первоначальную физическую активность или
позу (асану), сидим ли мы за столом в офисе или бежим трусцой. Это как бы
характерная поза нашей индивидуальной жизни, и она также влияет на наше
сознание.
• Наша первоначальная физическая активность вызывает отдельную проекцию
энергии (пранайяма) – того, как мы задерживаем наше дыхание или приводим в
действие энергии в главных физических позах, которые мы принимаем. Для
некоторых из нас это может быть то, как мы задерживаем дыхание, сидя перед
экраном компьютера. Для других – энергия, которую мы способны вложить в нашу
работу.
• Наша проекция энергии вызывает специфическую ориентацию ощущений
(пратьяхара), подобно той, которая есть у человека, сосредоточенно смотрящего
на монитор компьютера, или у художника, сосредоточенного на написании картины.
Ощущения впитывают все, что они воспринимают от окружающих.
• Эта ориентация ощущений ведет нас к концентрации на отдельном проекте
(дхарана), будь то бизнеспроект, творческий поиск или некая духовная практика.
• Длительная концентрация приводит нас в состояние рефлексии (дхьяна), в
котором мы постоянно думаем об отдельном проекте, и это поглощает нас полностью.
Многие из нас поглощены своими тревогами, амбициями или конфликтами и не знают,
как использовать свое сознание, чтобы подумать о чемто трансцендентном.
• Эта рефлексия со временем приводит нас к тому, что мы сосредоточиваемся
на объекте нашего внимания (самадхи) до такой степени, что становимся с ним
одним целым, подобно тому, как это происходит у спортсмена с его усилием, у
художника с его произведением или у верующего с его божеством. Самадхи так же
относится к тем экстремальным состояниям, в которых мы достигаем объектов наших
поисков, добиваемся успехов, достижений и реализации всех планов, что
доставляет нам огромную радость.
Большую часть времени мы следуем этому процессу механически или
неосознанно, ведомые скорее своими желаниями, чем высшим духовным стремлением.
Йога показывает нам, как следовать процессу осознанно, для того чтобы развивать
высшее понимание и творческие способности. Мы всегда занимаемся йогой или
стремимся достичь какойто цели в жизни, которая заставит нас чувствовать себя
счастливее, гармоничнее или мудрее. Восемь ступеней йоги дают нам путеводную
нить того, как это делать оптимальным способом, и открывает нас для высшего
духовного стремления.
ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ АЮРВЕДЫ
Аюрведа появилась на западной сцене позднее йоги, следуя за ней по пятам.
Еще 15 лет назад знание аюрведы было уделом небольшого количества людей,
которые вслед за йогой познакомились с этой великой традицией. В последние
несколько лет вместе с ростом интереса к нетрадиционной и дополнительной
медицине аюрведа приобрела большое признание. Сейчас она проявляет себя как
одна из важнейших в мире систем духовнотелесной медицины.
Аюрведа предлагает уникальную систему лечения, основанную на
корректировании образа жизни, индивидуализированных диетических программах,
действенных травяных формулах и духовном фокусе йоги и медитации. Ее глубокая
классификация духовнотелесных типов позволяет сделать ясную оценку
индивидуальной конституции и того, как целостно лечить человека. Это делает
аюрведу идеальной практикой для профилактики заболеваний, увеличения
продолжительности жизни и развития творческих способностей. Она не является
только способом противостоять болезням, хотя аюрведа может это делать
достаточно хорошо, применяя специфические планы лечения при любых жалобах на
здоровье, начиная с банальной простуды и заканчивая серьезными заболеваниями.
Аюрведа стала главной частью того, что мы могли бы назвать «второй фазой»
интереса к йоге, она является лечебной методикой и инструментом исцеления. На
этом строится первая фаза интереса к йоге как системе физических упражнений.
Люди, вникающие в терапевтический аспект йоги, по существу, приобщаются к
аюрведе изза исторического родства двух систем.
По мере развития терапевтического аспекта йоги, обязательно раскрываются
ее связи с аюрведой. Это приводит к новому взаимодействию двух дисциплин, в
котором каждая из них заряжается энергией от другой. Йога развивает современные
подходы через разнообразные формы физических упражнений, физического лечения и
психологии, которые возникли первоначально из столкновения с современной
медициной. Теперь она должна снова обратить внимание на свои традиционные
медицинские корни из аюрведы и подумать, как их сложить вместе в единую картину
ее мощного лечебного потенциала.
Аюрведа также сталкивается с современной медициной и новыми проблемами со
|
|