|
нашей внутренней природы.
Наши повседневные поступки определяют не только то, кем мы являемся в этой
жизни, но также и то, кем мы станем в следующей. Согласно Упанишадам, «какова
воля человека, таковы и его действия; каковы его действия, таким он и
становится» (Брихадараньяка Упанишада IV, 4.5.). Мы должны прежде всего иметь
добрую волю, то есть истинную решимость жить в гармонии. На санскрите она
называется «крату», что означает «мудрость в действии». Она даст нам
возможность управлять своей кармой, и тогда мы перестанем быть жертвами
собственного бессознательного поведения.
Наши повседневные поступки — это и есть наша истинная религия: они показывают,
что мы действительно ценим в жизни. Их отпечаток мы унесем на себе в свою
следующую жизнь. Наши вредные привычки плохи не только потому, что из-за них у
нас возникают проблемы со здоровьем в этой жизни: они создают
предрасположенность к подобным проблемам и в будущей жизни. Возможно, мы сумеем
избежать их последствий здесь и сейчас, но рано или поздно окажемся с ними
лицом к лицу.
АЮРВЕДИЧЕСКИЕ РЕЖИМЫ И ЛЕЧЕНИЕ БОЛЕЗНЕЙ
Как мы уже видели, болезни и их лечение Аюрведа трактует с точки зрения
концепции трех дош. Люди Капха-конституции предрасположены к болезням
Капха-типа, при Питта-конституции обычно возникают болезни Питта-типа. В
болезнях людей Вата-конституции также обычно преобладают симптомы высокой Ваты.
Аюрведические режимы жизни дают нам ключ как к предотвращению, так и к лечению
болезней.
Однако бывает и так, что болезнь вызвана не той дошей, которая доминирует в
конституции больного, поэтому природа заболевания в каждом случае требует
тщательного исследования. Если доша, вызвавшая болезнь, и доша, определяющая
конституцию, отличаются, то такую болезнь, как правило, лечить легче.
Болезнь можно определить через лежащее в ее основе нарушение равновесия дош в
соответствии с характером проявившихся симптомов и синдромов. Это значит, что
определив дошу, вызвавшую то или иное болезненное состояние, мы можем лечить
это состояние, даже не зная его нозологической характеристики. Например, если у
больного наблюдаются кашель, застойные явления, обильная беловатая слизь,
чрезмерное слюноотделение и прочие признаки высокой Капхи, можно применять
терапию, снижающую Капху, не уточняя, какое именно из бронхолегочных
заболеваний имеет место в данном случае.
Границы натуропатии
Основная трудность всех природных методов лечения состоит в том, что для
достижения результата требуется определенное время, а также собственные усилия
пациента. Применение растительного препарата может дать ощутимый эффект лишь
через месяц или более, особенно если заболевание хроническое. Режим,
соответствующий конституции больного, иной раз надо соблюдать в течение
нескольких месяцев, прежде чем станут заметны существенные изменения. Не
следует также ожидать, что щадящие натуропатические методы, в частности
использование трав и физиотерапии, принесут нам пользу, если наша жизнь
беспорядочна, если наше питание, работа и весь образ жизни с его стрессами
антагонистичны этим методам.
Мягкие средства натуропатии работают на тонком внутреннем уровне, корректируя
и улучшая свойства нашей жизненной силы. Этот процесс подобен выращиванию
цветов. Целитель, использующий природные методы, лишь бросает семя в почву, а
все остальное — вода, солнечный свет и любовь — должно исходить от нас,
поскольку этой почвой являемся мы сами. Если «почва» не подготовлена должным
образом, то даже хорошее «семя» не сможет пустить корни и дать плоды.
Итак, дорогие друзья, если вы всерьез решили прибегнуть к натуропатии, вы
должны иметь веру и терпение. Вы должны заставить работать СЕБЯ. Никто другой
не может прожить за вас вашу жизнь, и точно так же никто другой не может
излечить вас. Относитесь с уважением к своей жизни и почитайте Божественный Дух
в себе. Будьте хозяевами своей судьбы.
Режимы жизни и другие методы лечения
Аюрведические режимы просты, ненавязчивы, не имеют травмирующего действия и,
как правило, не мешают более специфическому лечению. Их можно сочетать с
другими лечебными методами, в том числе и с методами аллопатической медицины.
Они усиливают эффект почти любого вида терапии и могут использоваться с этой
целью.
Успокоение дош и устранение их избытка
Излагаемые здесь методы поддержания здоровья предназначены в основном для
успокоения дош (шамана). В более тяжелых случаях они дополняются более
сильнодействующими методами устранения избытка дош (шодхана). (См. главы о
траволечении.)
Опасность неумеренного лечения
Физическая болезнь нередко возникает в результате чрезмерного внимания к
своему физическому телу и материальному миру. Если мы отдаем своему физическому
состоянию слишком много энергии, мы можем тем самым усугубить болезнь. Мы
должны заботиться о своем теле в достаточной мере, но не должны позволять ему
господствовать над другими аспектами нашей жизни. Следует с верой и терпением
предпринимать необходимые усилия, но при этом большую часть своей энергии
отдавать истинно духовным и творческим сторонам жизни.
В наше время многие страдают от неумеренного лечения. Мы пьем слишком много
|
|