|
откровенно: "Я также, как и вы, мои друзья, полагаю, что Бог, если Он
существует, есть демон и людоед. Но что вы собираетесь делать вслед за этим?"
(542). И тут же бросает нам спасительную мысль, избавляющую нас от потрясенья:
"Бог - это верховный Отец Иезуит. Он всегда творит зло, от которого может
произойти благо, беспрестанно ввергает в заблуждение ради большего понимания;
навсегда подавляет нашу волю, чтобы она могла обрести в конце концов
бесконечную свободу" (543).
В этой связи понятно, что отпадение мира от Бога или тема грехопадения
также приобретает несколько иное звучание, чем в христианском мифе о сотворении
мира, в котором мир противопоставляется Богу, как сотворенный Им из ничего, то
есть не яв-ляющийся Им самим. Как ни странно, но в этом случае христианский миф
может пока-заться не столь уж далеким от доктрины индийских иллюзионистов,
рассматривающих мир как Майю, то есть иллюзию или сон Брамы. Во всяком случае,
известный дуализм здесь налицо. Но если мир - это видоизмененный, но все-таки
сам Бог, то в нем нико-гда не может быть утрачен Бог, а, в лучшем случае,
только скрыт или завуалирован от видения. Тогда Майя приобретает роль завесы в
игре Бога с миром или с Самим собой. Поэтому столь непривычно для христианского
миросозерцания звучит афоризм (459): "Я ненавидел дьявола и был утомлен его
искушениями и пытками; и не могу не ска-зать, что голос в его отступнических
речах был столь сладостен, что когда он снова возвращался и предлагал мне свои
услуги, то я со скорбью отвергал его. Потом я обна-ружил, что это был Кришна со
своими фокусами, и моя ненависть обратилась в смех". Эта же тема звучит и во
многих других афоризмах, например в (33): "Атеист - это Бог, играющий в прятки
с самим собой, но является ли Теист кем-либо иным? Допустим, может быть; ибо он
уже видел тень Бога и кудахчет над ней". Что же, спрашивается то-гда, мир - это
только шутка или просто произвольная игра? Да, это могло бы быть це-ликом так,
если бы Бог и мир были разными вещами. В этом случае и спасение мира является
лишь милостью Бога. Но согласитесь, нельзя же совершенно произвольно иг-рать с
самим Собой и нельзя целиком оправдать милосердием спасение самого себя.
Поэтому в афоризме (416) мы находим: "Зло в мире объясняют тем, что Сатана
вос-торжествовал над Богом, но я полагаю, что мой Возлюбленный более
величественен. Уверен, что ничего не происходит без Его воли, будь то на
небесах или в аду, на земле или в морской пучине". Что же тогда остается
человеку с его ограниченной волей и ми-зерными возможностями, пассивно
принимать все происходящее с ним и вокруг, как непреложный факт? И здесь мы
снова находим совершенно неожиданный ответ (131): "Поскольку Бог уже пожелал и
предвидел абсолютно все, то ты не должен сидеть в бездействии и ожидать Им
предусмотренного, ибо твои действия являются одной из Его главный действующих
сил. Восстань и действуй, но без эгоизма, а в согласии с об-стоятельствами,
условиями и видимой причиной того события, которое Он уже предо-пределил". Но
вместе с тем эта игра Его с самим Собой была бы скучна и несерьезна, если бы Он
одновременно не предоставил своей твари полную свободу воли в проявле-нии, в
том числе и в отступничестве (412): "Для полноты опыта в адюльтере с Богом и
был сотворен этот мир".
Обращение к форме афоризма всегда связано со стремлением превзойти логику
ра-зума с его тяготением к определенности, рациональной ясности построения
мысли, ни-где не нарушающей законы логики. Однако искра Истины в этом случае
оказывается как бы пойманной в ловушку, в которой ей неуютно и тесно. "Любой
закон, как бы ни был он всеобъемлющ и авторитетен, встречает где-то закон
противоположный, посред-ством которого действие первого можно ограничить,
изменить, аннулировать или обойти" (125). "Закон - это процесс или формула;
душа же использует процессы и превосходит формулы" (127). В афоризме логика не
довлеет над Истиной, не замыкает ее в свои догматические застенки. Его форма
такова, что оставляет свободным путь для нашего ума к первоисточнику, к тем
запредельным высотам Духа, откуда она спускает-ся в наш сумеречный интеллект,
чтобы озарить своим светом темные своды таинствен-ных пещер мира
иррациональности. Результат всегда неожиданный; то, что нам ранее казалось
несопоставимым и противоестественным, вдруг оказывается вполне сочетае-мым и
гармоничным. "Разум подразделяет, фиксирует детали и противопоставляет их;
Мудрость объединяет, сочетает противопоставленное в единую гармонию" (8).
Муд-рость относится к тем духовным плоскостям сознания, где возможно видение
единой целостной картины мира. То, что в призрачном свете разума кажется
неприглядным, отталкивающим, отвратительным, в ее свете видится по-иному или во
всяком случае исчезают зловещие, пугающие тени. "Когда я обладал разделяющим
разумом, то сто-ронился многих вещей; впоследствии я предал его забвению,
охотился по всему миру за безобразным и отвратительным, но не мог больше найти
их" (20). "Бог открыл мне глаза; ибо я постиг благородство вульгарного,
привлекательность отвратительного, со-вершенство уродливого и красоту
страшного" (21). Неискушенный читатель может да-же заподозрить здесь оправдание
и пропаганду царства несовершенств и пороков и подстрекательство к грехопадению.
Но так устроен мир: то что доступно одним, для других может оказаться пагубным.
Курица "не должна лезть туда, где плавает утка. Можно ходить по раскаленным
углям, пить яд и оставаться невредимым, но прежде полезно задуматься, можно ли
позволить себе это. Характерен в этом отношении сле-дующий афоризм (132):
"Когда я ничего не знал, то испытывал отвращение ко всему преступному,
греховному и грязному, в существовании же моем было полно преступ-лений, грехов
и грязи; но когда я очистился, и глаза мои открылись, то низко склонился в духе
своем перед вором и убийцей и поклонился в ноги проститутке; ибо увидел, что
|
|