|
многие другие источники выделяют в качестве самых главных. Освоение ее
имеет ключевое значение для достижения успеха в практике Йоги и играет
достаточно существенную роль в Йога-терапии.
ВНИМАНИЕ! Как правило, изучение Падмасаны жителями стран Запада всегда
в большей или меньшей степени сопряжено с травмами коленных суставов и
часто ? с травмами голеностопных суставов. Это происходит по трем
причинам: (1) излишняя поспешность в попытках выполнить полный лотос,
которая неизменно становится причиной проявления насилия по отношению
к собственному телу; (2) незнание правильной техники выполнения асаны
? практически ни одна книга не описывает "тонкостей" отработки лотоса;
(3) невнимательность к тому, что происходит с телом во время
выполнения упражнений. Самые тяжелые травмы, как правило, являются
результатом совместного действия всех трех причин.
Однако при устранении первой причины третья осознается значительно
яснее и также может быть с легкостью устранена. Если же в ходе
освоения асаны вся полнота внимания уделяется этому процессу,
технические ошибки обнаруживаются и исправляются сами собой, поскольку
тело чувствует, что и как следует сделать, чтобы получить требуемый
результат.
Техника выполнения. Падмасана имеет два варианта: свободный лотос ?
Мукта-падмасана и замкнутый лотос ? Баддха-падмасана. В обоих
вариантах обязательна Вайю-набхи-мудра.
Мукта-падмасана. Сесть на пол с прямыми ногами, разведя их в стороны
примерно до угла в 45 градусов (Рис.2-28.1). Слегка наклониться
вперед, сгибаясь в тазобедренных суставахтак, чтобы таз наклонялся
вперед относительно прямых ног. Живот при этом прижимается к бедрам.
Вытянуть ягодицы вверх, слегка разворачивая нижние поверхности бедер
наружу и "раскрывая" промежность в направлении земли (Рис.2-28.2).
Выпрямить туловище вертикально, вытянуть прямой позвоночник вверх,
расправить плечи, сделать одно полное дыхание, во время вдоха поднимая
прану из земли сквозь промежность в голову по центральному каналу, во
время выдоха направляя ее вниз ? в живот, оттуда ? в таз и в ноги, и
заставляя сконцентрироваться в тазобедренных и коленных суставах
плотными шарами. Если это не получается за одно дыхание, можно
повторить цикл "вдох-выдох" столько раз, сколько необходимо, помогая
себе, если нужно, мудрами. Требуемого эффекта легко добиться, если,
удерживая на вдохе полную Мула-бандху "внутри нее" выполнить
"стандартную" серию толчков Ашвини-мудры ? четыре для мужчин и пять
для женщин. Такая энергетическая подготовка суставов ног к Падмасане
помогает избежать травм и значительно ускорить процесс оптимизации
состояния суставов. [Необходимость применения предложенного выше
алгоритма подготовки суставов диктуется тем, что для "усвоения"
энергетическим телом потока праны, восходящего от земли, он должен
быть соответствующим образом обработан. Восходящий поток силы земли
является потоком универсальной энергии качества Тха (в китайской
традиции ? Инь) и относится к категории двух аспектов Изначальной
Силы. Второй ее аспект ? нисходящий поток универсальной энергии
качества Ха (в китайской традиции ? Ян). Оба этих потока принадлежат
ко второму тонкому уровню творения после нулевого ? Единого ? и
первого ? зарождения первичного движения. Для того же, чтобы энергия
этих потоков могла быть непосредственно усвоена вполне определенными
структурами энергетического тела, в частности, теми из них, которые
соответствуют суставам в физическом теле, их информационное содержимое
должно быть изменено (как уже упоминалось, прана есть "энергия плюс
информация"), то есть они должны быть "уплотнены" и "структурированы".
Поток Тха содержит изначальную информацию об абсолютном пассивном
отсутствии движения. Поток качества Ха содержит информацию об
абсолютной активной подвижности. Не компенсируя друг друга, а
следовательно, не аннигилируя до состояния покоящегося непроявленного
Единого, но будучи уравновешенными в форме равновесного золотого
потока космической силы, они содержат в себе в свернутом виде всю
информацию о структуре и динамике творения в целом. Вдохом силы Тха из
земли и поднятием ее до уровня головы обеспечивается ее соединение с
нисходящей силой Ха, сквозь Брахмарандхру поступающей в голову. В
голове ? там, где находятся энергетические центры, отвечающие за
"информационное оформление" потоков энергии в тонком теле, соединенный
поток Ха-Тха приобретает определенное качество, и по своим
вибрационным характеристикам может быть "принят" каналами более
грубого уровня, чем те, по которым в структуру тонкого тела поступают
первичные потоки. По более грубым каналам прана качества Ха-Тха
поступает в "силовые" энергетические центры. Использование того из
них, что находится в области живота примерно на уровне пупка, в
качестве основного распределителя праны обусловлено тем, что по своим
вибрационным характеристикам золотой поток Ха-Тха может быть принят
этим центром ? высшим из не информационных, но чисто силовых центров
тонкого тела ? без дополнительных изменений. Поток же силы этого
|
|