|
середине головы на пересечении линий, одна из которых соединяет
верхушки ушных раковин, а вторая ? мозжечок и среднюю вершину
лобно-глазного треугольника ? Трикуты; Сахасрара-чакра образует
конических вихрь, вершиной упирающийся в Аджня-чакру и раскрывающийся
к своему основанию вверх, пересекая контур тела примерно по периметру
горизонтальной окружности черепа, в области лба проходящей по границе
волосистой части головы. Остальные же вихри суть сопряженные с чакрами
тонкие аспекты грантхи. И, если чакры в физическом теле распределены и
представлены семью основными функциональными системами, то грантхи ?
локализованы и представлены комплексом из нервного сплетения (нервных
сплетений), железы (желез) внутренней секреции, органа (группы
органов) и соответствующих мышц и сустава (суставов).]
Взаимное соответствие между силами, стихиями, планами бытия, семью
чакрами и семью основными грантхи таково:
Маха-таттва ? Великая Сущность ? мир высочайших ? Сахасрара-чакра ?
Махат-грантхи.
Ахамкара ? волевая сила вселенной ? мир просветленных ? Аджня-чакра ?
Ахам-грантхи.
Акаша-таттва ? эфир ? мир достигших осознания единства со своими
творениями ? Вишуддха-чакра ? Висма-грантхи, известный также как
Набхи-грантхи. [Набхи (санскр.) ? небо, Висма-пана (санскр.) ?
название небесного города гандхарвов ? положительных божеств ? в
древнем индийском эпосе.]
Вайю-таттва ? воздух ? мир великих ? Анахата-чакра ? Вайю-грантхи.
Агни-таттва ? огонь ? мир ограниченных ? Манипура-чакра ?
Агни-грантхи.
Апо-таттва ? вода ? мир мертвых ? Свадхистхана-чакра ? Вари-грантхи.
[Вари, джала, апас (санскр.) ? вода.
Притхви-таттва ? земля ? мир смертных ? Муладхара-чакра ?
Притхви-грантхи.
Поскольку теперь мы рассматриваем не столько метафизику Йоги, сколько
принятые в Йоге физиологические трактовки, представляется
целесообразным использовать терминологию из тех древних трактатов,
которые находятся на стыке Йоги и Аюрведы, таких как, скажем,
"Праджапатья-Сутра".
В общих чертах схема взаимодействия между чакрами, грантхи и
соответствующими им органами физического тела такова: чакра
контролирует функциональное состояние грантхи, грантхи же регулирует
деятельность органов, отделов нервной системы и секреторную активность
эндокринных желез.
Железы внутренней секреции [Эндокринная система относится к
органическим структурам Свадхистхана-чакры.], являются основным
звеном, посредством которого функции соответствующих грантхи
проецируются на физический план.
Несмотря на тесное функциональное взаимодействие желез внутренней
секреции друг с другом, в организме каждого человека существует свой
характер соотношения их активности, который является определяющим
фактором формирования физической и психической конституции индивида.
Таким образом, тип личности человека и состояние его физического тела
в значительной степени определяются тем, какие из звеньев эндокринной
системы являются доминирующими либо по тем или иным причинам пребывают
в состоянии функциональной недостаточности. Соответственно можно
говорить о характере действия определенных грантхи на более тонких
планах, то есть, о доминировании либо недостаточности проявлений
отдельных стихий (из-за преобладания определенных гун) как о причине
возникновения тех или иных состояний человеческого организма и
психики.
Грантхи являются основными управляющими центрами функциональных
проявлений сил и стихий. Поэтому работа органов и желез внутренней
секреции, расположенных в тех частях тела, где локализованы основные
грантхи, непосредственно связана с проявлениями соответствующих
стихий.
Главным центром управления проявлениями Акаша-таттвы является
Висма-грантхи, расположенный в области шеи. Соответственно, к
функциональной сфере Висма-грантхи относятся щитовидная и
|
|