|
лесу.
Когда спустя три месяца я возвратился к своему учителю, он
сказал:
"Ты создаешь для меня проблемы, делая глупости".
"Но я ничего такого не делал", -- возразил я.
Однако он продолжал:
"Я вынужден оберегать тебя так, как мать бережет своего
ребенка. Когда же ты вырастешь? Почему ты посягаешь на чужую
собственность?"
"Все вещи принадлежат Богу, -- ответил я, -- и те, кто
посвятил себя служению Богу, вправе ими воспользоваться".
В ответ на это мой учитель сказал:
"Подобный образ мыслей есть ни что иное, как злоупотребление
положениями Писаний в своих корыстных целях. Твое мышление нуждается
в исправлении. Затем он дал мне следующие наставления:
1. Рассматривай абсолютную реальность распространяющейся по
всей Вселенной.
2. Не привязывайся к удовольствиям, получаемым от объектов
этого мира. Используй их как средства для своего духовного
прогресса.
3. Не домогайся чужого имущества, женщин и богатства.
Он сказал: "Разве ты забыл эти высказывания из упанишад?
Отныне, если ты совершишь хоть какое-то социальное преступление или
нарушишь покой домохозяев, я навсегда перестану с тобой
разговаривать".
Временами учитель наказывал меня тем, что отказывался
разговаривать со мной. Разница между его упрекающим молчанием и
доброжелательным молчанием, полным любви и понимания, была очень
ощутима для меня. В те годы мне было шестнадцать лет, и я обладал
огромным запасом энергии. Я был очень деятелен и постоянно докучал
ему. Но он часто говорил: "Это моя карма, а не твоя вина, мой
мальчик. Я пожинаю плоды своих собственных дел". Обычно я огорчался
и давал обещание больше не повторять того, что шло вразрез с его
наставлениями, но вскоре вновь совершал проступки. Иногда я
сознательно вел себя безответственно, а иногда совершал ошибочные
поступки бессознательно в силу врожденных черт характера. Но этот
великий человек любил меня всегда и при любых обстоятельствах,
несмотря на мое недостойное поведение.
Когда человек становится зрелым, он начинает постигать
истинную философию жизни. Затем он начинает осознавать свои мысли,
слова и поступки. Духовная практика нуждается в постоянной
бдительности. Дисциплина не должна насаждаться насильственно, но
должна добровольно и сознательно приниматься учеником как средство,
необходимое для его самосовершенствования. Насильственное насаждение
дисциплины и подчинение ей вряд ли способны дать успешный результат.
При таком подходе человек может узнать, что следует делать и чего не
следует, но никогда не узнает, как жить.
Благословенное проклятие
Если я становился эгоистичным, то всегда терпел неудачу.
Таков мой личный опыт.
Мой учитель сказал мне: "Можешь стараться изо всех сил, но
всякий раз, когда ты будешь подпитывать свое эго или предпринимать
что-либо из эгоистических побуждений, ты будешь терпеть неудачу. Это
мое проклятие тебе".
Я посмотрел на него с удивлением. Что он такое говорит?
Тогда он продолжил: "А вот тебе мое благословение: всякий
раз, когда тебе захочется стать бескорыстным, любящим и лишенным
эго, ты будешь обнаруживать огромную силу, стоящую за тобой, и
никогда не потерпишь неудачи в достижении благой цели".
Эгоистичный человек всегда думает и говорит о самом себе.
Эгоизм делает его замкнутым на самом себе и несчастным. Кратчайший
путь к собственному просветлению -- это путь через эго, путь отдачи
эго в руки высшего Я. Сатсанга, общество мудрецов, и постоянное
осознание внутреннего центра помогают выбраться из трясины иллюзий.
Культивирование бескорыстия также очищает эго. Неочищенное эго --
это зло, стоящее на пути вашего духовного восхождения. Но очищенное
эго -- это средство различения истинного Я и не-я, истинного Я и
просто "я". Никому не под силу добиться расширения своего сознания,
оставаясь эгоистичным. Те, кто воздвигает вокруг себя барьеры из-за
проблем, связанных с их личным эго, неизбежно ввергают самих же себя
в страдание, но те, кто старается постоянно осознавать свое единство
с другими, могут оставаться счастливыми и бесстрашными, наслаждаясь
каждым мгновением жизни. Бескорыстные, скромные и любящие люди
являются истинными благодетелями человечества.
III
ПУТЬ ПРЯМОГО ВНУТРЕННЕГО ОПЫТА
|
|