|
в его существовании. Если ты что-то ищешь, но не уверен твердо в
цели своих поисков, то что ты найдешь? Если я скажу тебе, что все,
что ты видишь, есть Бог, то это тебя не удовлетворит. Если я скажу,
что Бог внутри нас, то ты опять-таки останешься неудовлетворенным.
Предположим, я покажу тебе Бога, а ты скажешь: "Нет, это не Бог".
Что мне тогда делать? Поэтому расскажи мне, как ты представляешь
себе Бога, а я создам его для тебя".
"Подожди минуту. Дай мне подумать", -- произнес я.
"Бог находится вне пределов твоего мышления. Вернись обратно
на свое место для медитации и, когда будешь готов, дай мне знать.
Можешь прийти ко мне в любое время, после того как решишь, какого
Бога ты хочешь увидеть. Я не лгу, -- я действительно покажу тебе
Бога. Показать тебе Бога -- мой долг".
Я, как только мог, пытался представить себе, каким же может
быть Бог, но мое воображение не выходило за пределы человеческой
формы. Мысленно я перенесся в царство растений, затем в царство
животных и, наконец, в мир человека. Так я пришел к созданию в своем
воображении образа мудрого и красивого человека, очень сильного и
могущественного. "Бог должен выглядеть именно так", -- подумал я
сначала. Но потом я понял, что выставил своему учителю глупое
требование. Что я мог испытать, не отдавая себе ясного отчета в том,
чего хочу?
Наконец, я явился к своему учителю и сказал:
"Господин, покажите мне того Бога, который может освободить
нас от страданий и даровать счастье".
"Это ни что иное, как состояние уравновешенности и
спокойствия, которое ты должен культивировать в себе", -- ответил
учитель.
Без ясности в мыслях простое желание увидеть Бога подобно
блужданию на ощупь в темноте. Я обнаружил, что человеческий ум имеет
свои пределы и способен создавать мысленные образы лишь в
соответствии со своими ограниченными возможностями. Ни один человек
не в состоянии объяснить, что есть Бог или постичь его умом. Можно
говорить, что Бог есть истина, океан любви, абсолютная реальность
или тот, кто создал эту Вселенную. Но все это лишь абстрактные идеи,
не способные удовлетворить желание лицезреть Бога. Что же можно
увидеть? Те, кто верят в то, что Бог -- это живое существо, могут
представить его себе и иметь видение, но, в действительности, Бога
нельзя увидеть человеческими глазами. Постичь Бога можно лишь путем
постижения своего истинного Я, а затем Я всего сущего.
Поэтому, когда ученик предъявляет претензии типа: "Я хочу
увидеть Бога; мой учитель не показывает мне Бога; мой учитель не
дает мне того, что я хочу", -- он должен, в конце концов, понять,
что это не входит в обязанности учителя. Выясните, не предъявляете
ли вы необоснованных претензий к своему учителю, и вместо того,
чтобы что-то требовать от него, трансформируйте себя изнутри. Бог
находится внутри вас, и это нечто, находящееся внутри вас, есть
объект самопознания. Никто не может показать Бога кому-либо другому.
Человек должен сам познать свое истинное Я, и тем самым он познает
Я всего сущего, которое называют Богом. Пребывая в состоянии
невежества, ученик думает, что Бог -- это какое-то особое существо,
и хочет увидеть это существо так же, как видит предметы внешнего
мира. Этого никогда не случится. Но когда он постигнет, что Бог есть
истина, и станет практиковать истину на словах и на деле, тогда его
невежество в отношении природы Бога рассеется, и к нему придет
самопознание".
Дисциплина необходима
Я часто уходил в Рамгахарский лес, где жил мой друг Нантин*
Баба. Он с шести лет практиковал аскезу и духовные дисциплины. Мы
оба обладали очень озорным характером. Нередко мы тайком
прокрадывались в деревню, забирались к кому-нибудь на кухню, съедали
все, что там находили, и затем возвращались в лес. Среди жителей
деревни по этому поводу ходили самые невероятные слухи: одни считали
нас божественными воплощениями, другие -- злыми духами.
----------------------------------
* В горах слово "нантин" означает "ребенок".
В тех местах было много яблоневых садов, которые принадлежали
богатым людям из Нанитала. Однажды мы решили пожить какое-то время
у небольшого ручья, протекавшего через сад. Вечером мы набрали
сучьев для костра. В связи с озабоченностью службы охраны леса
лесными пожарами, мы развели костер в саду. Владелец сада увидел нас
и подумал, что мы пришли воровать его яблоки. Этот человек был очень
желчен и скуп и в отличие от других владельцев садов никогда не
позволял никому собирать с земли упавшие яблоки. Он приказал своим
сторожам взять бамбуковые палки и избить нас. Пять человек побежали
к нам выполнять его приказание, но, когда они приблизились, то
увидели, что мы были не воры, а те двое молодых йогов, что жили в
|
|