Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Йога :: Мария Николаева - Философские основания современных школ хатха-йоги
<<-[Весь Текст]
Страница: из 107
 <<-
 
обобщать ситуацию, ведь индийские авторы редко предлагают собственную систему, 
а чеще всего удовлетворяются тем, что излагают традиционные учения на языке 
своего времени. Это представляется очевидным и в случае Патанджали, 
единственной целью которого было составить практическое руководство на основе 
методов, унаследованных из глубокой древности.





Полемика в комментариях к «Йога-сутрам»




Теоретические и практические объяснения




Существует множество комментариев и научных трудов, посвященных «Йога-сутрам» 
Патанджали, но лишь немногие предназначены для того, чтобы отвечать на вопросы, 
возникающие в процессе реальной практики. Все интерпретации различны, и даже 
древние классические комментарии – «Йога-бхашья» Вьясы и последующий глоссарий 
Вачаспати Мишры, – на которых основываются все последующие истолкования, во 
многом противоречат друг другу, но эти противоречия со временем тоже стали 
«классическими», в своем роде определяющими характер самого предмета. Мы будем 
опираться на существование формальных теоретических противоречий для развития 
практического содержания. Прежде всего, нас будут интересовать интерпретации 
последовательного преобразования состояний сознания, созданные в итоге 
многолетней практики реализации смены этих состояний в собственном сознании. 
Только в целях восстановления контекста мы будем обращаться к чисто философским 
спекуляциям о сознании как таковом и научным исследованиям, внешним по 
отношению к изучаемому сознанию. Таким образом, предполагается установить 
соответствие (или варианты соответствий) между определенными процессами 
мышления, вызванными зафиксированной две тысячи лет назад понятийной структурой,
 и конкретными действиями последователей, точнее, предложенными для 
воспроизведения стратегиями и принципами телодвижений.

Круг текстов по «практической философии», пригодных для выполнения данной 
задачи, достаточно обширен, и мы будем рассматривать их в историко-социальном 
обрамлении. Полемическое пространство создается между двумя основными 
современными традициями йоги – Шри Кришнамачарьи и Свами Шивананды, которые 
представляются полностью противоположными в их подходе к реализации цели 
аштанга-йоги, изложенной в «Йога-сутрах» Патанджали. Предварительным образом 
очевидно, что в первом случае осуществляется концентрация всех восьми ступеней 
в асане и пранаяме, а во втором – эксплуатация данных двух ступеней в качестве 
источника энергии и поддержания тела для реализации предыдущих (социальных) и 
последующих (духовных) целей. Усилия нигде не распределяются равномерно, а 
сосредоточены в упрочении центральных звеньев цепи или попытках соединить 
периферийные (начальные и конечные). Однако само представление о наличии и 
смысле последовательности в практике тоже подвергается всесторонним 
истолкованиям. В итоге, самадхи в традиции Шри Кришнамачарьи и самадхи в 
традиции Свами Шивананды оказываются просто двумя разными состояниями, и едва 
ли одно из них совпадает с самадхи в тексте Патанджали, равно как и все 
остальные современные объяснения.

Полностью герменевтическое пространство очерчивается следующим образом. В 
непосредственном отношении к «Йога-сутрам» мы можем исходить из пословного 
перевода санскритского текста, попыток воссоздания исторической реальности, в 
которой он был создан, и места йоги в действительности мышления, представленной 
шестью основными философскими системами и множеством религиозных направлений. 
Наиболее близки к исходному смыслу «Йога-сутр» два древних комментария – Вьясы 
и Вачаспати Мишры, которые служат не столько беспрекословными авторитетами в 
передаче этого смысла, сколько индикаторами изначальных сомнений в понимании 
сказанного. Среди комментариев современных практикующих йогов за основу 
воссоздания принципиальной полемики между основными традициями мы возьмем со 
стороны Шри Кришнамачарьи истолкования Айенгара и Дешикачара, а со стороны 
Свами Шивананды – Свами Венкатешананды и Свами Сатьянанды. Дополнительный 
материал представляют комментарии И. К. Таймни, выполненные с позиций 
кашмирского шиваизма, опирающегося на текст «Шива-сутр», и М. Говиндана, где 
проводятся параллели с южно-индийской традицией сиддхов, интегрированной в 
крийя-йогу, ведущую свое происхождение от полулегендарного Бабаджи. Также 
иногда полезно задействовать и другие попытки интерпретаций, «вольных» в смысле 
«вседозволенности» опыта.

Программа всестороннего сравнительного исследования представляется завершенной 
в таком виде. Сначала следует сосредоточить внимание на понятии самадхи в 
контексте первой части «Йога-сутр», где оно подробно рассматривается до начала 
практики при составлении карты предстоящих перемен в осознании реальности. На 
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 107
 <<-