|
сукха – приносящее наслаждение
атма-кхьяти – самопознание
авидья – (есть) неведение
Неведение есть принятие невечного за вечное, нечистого за чистое, приносящего
боль за приносящее наслаждение и "не-Я" за "Я".
Первой фазой авидьи (неведения) является принятие невечного за вечное; например,
когда человек считает, что земля вечна, что твердь небесная с Луной, планетами,
Солнцем и звездами неизменна, что боги бессмертны.
Вторая фаза – это когда человек считает чистыми нечистые вещи, например, тела
противоположного пола, лживость, воровство. Сюда включается ощущение чистоты в
теле, которое нечисто по своему положению, происхождению, процессу поддержания
и разрушения. Необходимость в постоянной его очистке подтверждает, что оно
находится в нечистом состоянии.
Высказывания типа "Ты величественна, как Луна; твои члены – мед и нектар; твои
глаза сверкают как молнии, они большие и восхитительные, как лепестки голубого
лотоса; ты кажешься рожденной Луной" – это просто поэтические описания, и они
хорошо демонстрируют, как нереальное познание нетренированного ума видит чистое
в нечистом.
Третья фаза – когда болезненные вещи считают доставляющими наслаждение;
потворство чувствам.
Четвертая фаза – принятие недуховного за духовное. К этому же классу относится
видение "Я" в том, что не есть "Я". Внешние аксессуары, будь они чувствующие
или нет, тело, являющееся инструментом наслаждения, и ум, выступающий как
инструмент "Я", Пуруши, суть проявления "не-Я". Мнение, что что-нибудь из этого
или все это есть "Я", называется авидьей. Те, кто верят, что ум и тело –
объективные сути – являются "Я", и радуются их росту, считая, что это влечет за
собой процветание "Я", – приобретают страх смерти. Они начинают тревожиться,
когда состояние тела ухудшается и умственные способности уменьшаются, считая
это несчастием для "Я".
Эти четыре вида випарьяйи (ложных мнений) именуются авидьей.
Авидье прямо противоположна видья, знание вещей такими, какие они есть, в то
время как авидья (незнание) состоит в том, что человек знает вещи не такими,
какие они есть. Незнание питает инстинкт смерти.
* * *
Приводится описание эгоизма.
6. дриг-даршана-шактйор экатматевасмита
дриг – субъективная энергия сознания, Зрящий
даршана – объективная инструментальная способность видения
шактйа – энергия
экатмата ива – словно едина
асмита – (это есть) эгоизм, индивидуализм
Эгоизм – это кажущееся тождество субъективного Зрящего с объективными
инструментами зрения.
Пуруша суть субъективная энергия Сознания, а читта (субстанция разума) есть
объективная инструментальная способность видения. Поверхностное впечатление,
будто эти две энергии тождественны, называется асмитой (эгоизмом).
* * *
Приводится описание раги.
7. сукханушайи рага
сукханушайи – то, что влечет к наслаждению
рага – (есть) любовь и привязанность
Рага – то, что сопутствует наслаждению.
Стремление обладать объектами, погоня за наслаждениями и средствами их
достижения, охваченность воспоминаниями о наслаждении – называется любовью и
привязанностью.
* * *
Описание двеши (ненависти, отвращения).
8. дукханушая двеша
дукханушая – то, что вызывает отталкивание вследствие боли
двеша – (есть) ненависть и отторжение.
То, что сопутствует боли, называется ненавистью и отторжением.
Сопротивление страданиям и тому, что его вызывает, есть ненависти, отторжение.
* * *
Приводится описание инстинкта жизни (абхинивеша), противоположного инстинкту
смерти.
9. сва-раса-вахи видушо'пи татха рудхо'бхинивеша
сва-раса-вахи – проистекающий из себя
апи – даже
видуша – мудрец
татха рудха – так укоренен
абхинивеша – инстинкт жизни, противоположный инстинкту смерти
Инстинктивный страх смерти присущ всем, даже мудрому.
Всем живым существам свойствен инстинкт жизни, противостоящий инстинкту смерти.
Инстинкт жизни не может существовать в том, кто не испытал природу смерти.
Посредством этого инстинкта проявляется опыт прошлых жизней. Такова клеша
инстинкта жизни, который поддерживается сам собой.
У каждого живого существа есть инстинкт любви к жизни и инстинкт страха смерти.
Возникновение этих любви и страха нельзя объяснить на основе знаний, полученных
в данной жизни посредством органов чувств или на основе услышанной или
умозрительной информации. Наличие такого опыта приводит к мысли, что страдания
|
|