|
праджня – интуитивное знание
ритам – непосредственную истину
бхара – несущая (в себе)
Интуитивное знание, обретенное при этом (в нирвичара-самадхи), несет в себе
непосредственную истину.
В состоянии самадхи интуитивное знание является непосредственным и приносит
Истину; поэтому оно идентично с непосредственной Истиной. В этом отношении оно
является способностью сущностного познания.
Интуитивное знание, возникшее у тех, чья субстанция разума сконцентрирована в
состоянии самадхи, называется ритамбхарой – "несущим Истину", "идентичным с
Истиной", "самой Истиной". Данный термин уже характеризует его значение: это не
символическое воспроизведение Истины, а сама Истина, в которой нет и следа
ложного понимания.
Вьяса считает, что для обретения наивысшего состояния "Я" это интуитивное
знание должно быть подкреплено посредством следующих трех методов:
Агамена ануманена
Дхьяна-абхьяса-расена ча
Тридха пракалпан праджням
Лабхате йогам уттамам.
1. агамена – посредством словесного свидетельства книг мудрости и высказываний
опытных наставников;
2. ануманена – индуктивного и дедуктивного умозаключений;
3. дхьяна-абхьяса-расена ча – посредством практики концентрации, созерцания и
медитации62.
Обретение знания в виде словесного свидетельства подразумевает слушание Вед и
Упанишад. Умозаключение осуществляется с помощью логики. Созерцание есть
ревностная практика постоянного вслушивания в наду, звуковой поток.
* * *
объясняется различие между интуитивным знанием и академической ученостью.
49. шрутанумана-праджнябхьям анья-вишая вишешартхатват
шрута – услышанное, вербальное
анумана – выведенное
праджнябхьям – от познанного
анья-вишая – существенно отличное (интуитивное знание)
вишешартхатват – из-за специфики направленности (является самой Истиной)
Интуитивное знание, полученное к самадхи, существенно отличается от знания,
полученного путем слушания лекций, чтения книг, индуктивного и дедуктивного
выводов.
Оно не является символическим знанием; оно есть непосредственное знание. Другим
видам знания мы учимся посредством символических слов в процессе слушания,
чтения и умозаключения. Но интуитивное знание приходит непосредственно. Поэтому
его предмет – совершенно иной.
Вербальное знание получают от других; оно содержит чужой опыт. Аналогично,
выведенное знание получается умозаключением, а не прямым восприятием. Заметив
дым, человек делает вывод о наличии огня, хотя непосредственно и не видел его.
Взирая на громадную Вселенную, делают вывод о творческой силе, и благодаря
вербальному знанию понимают, что за этой феноменальной Вселенной должна стоять
тонкая творческая сила. Но в вербальном и выведенном знании нет прямого видения
Реальности; всеобъемлющее постижение находится за пределами восприятия чувств,
от которых зависит вербальное и выведенное знание.
Человек может выйти за пределы восприятия эмпирических чувств, а также за
пределы своей способности рассуждать. Внутри нас есть потенциальная способность
превзойти свои эмпирические чувства. Благодаря практике концентрации эта
способность проявляется в форме интуитивного знания, которое трансцендирует
весь эмпирический опыт чувств, всё вербальное и выведенное знание. Йог в этом
состоянии начинает воспринимать всё непосредственно – таким, каково оно есть.
Вследствие этого интуитивное знание отличается как от вербального знания,
содержащегося в писаниях и учениях, так и от логического знания.
* * *
Когда йог в самадхи обрел интуитивное знание, оно посредством цепной реакции
увеличивается в каждой области и превосходит все другие впечатления, тенденции
и привычки.
50. тадж-джа санскаро'нья-санскара-пратибандхи
тат джа – рожденные из того (самадхи)
санскара – впечатление, тенденция, привычка, опыт
анья санскара пратибандхи – подавляют все другие впечатления, опыты и привычки
Переживания, полученные в нирвичара-самадхи, подавляют отпечатки всех других
переживаний.
Опыт, порожденный высшим состоянием (самадхи), благодаря интуитивному знанию
преобразует личность. Устраняются все старые привычки, опыты и впечатления,
ведущие к более низким состояниям. Впечатления, полученные в самадхи,
преграждают путь всем другим впечатлениям.
Когда человек пытается поднять сознание от низшей жизни к высшей, ему
препятствуют санскары: старая личность и черты характера, прежние накопления.
Каждый начинающий знает, что во время медитации его ум начинает отвлекаться; он
медитирует ради достижения высшей жизни, и как раз в это время появляются
санскары, сложившиеся наклонности. В другое время они не так активны, но когда
начинающий медитирует – они тут как тут: пытаются изо всех сил проникнуть в ум
и сорвать практику.
Какова психологическая интерпретация такого явления? Почему эти тенденции не
|
|