|
и дела человека без его осознания этого факта. Дурные впечатления всегда
деятельны, и влияние их должно по необходимости быть дурно, и человек дурных
впечатлений будет дурным помимо своей воли: общая сумма его впечатлений создаст
в нем сильное побуждение к совершению дурных поступков: он будет как бы орудием
этих впечатлений, и они будут принуждать его делать зло. Подобным образом, если
человек думает хорошие мысли и делает хорошие дела, общая сумма оставляемых
этими делами и мыслями впечатлений будет хорошей; и она будет заставлять его
делать добро, даже против его самого. Когда человек думал столько хороших
мыслей и сделал столько добрых дел, что в нем является непреодолимое стремление
делать добро, то его ум, как общая сумма этих стремлений, не позволит ему
сделать зло, если бы даже он хотел этого. Внутренние склонности человека
остановят его; он уже вполне под властью добрых наклонностей. В таких случаях
говорят, что у человека вполне установился хороший характер.
Как черепаха прячет голову и лапы под свою чешую, и Можно ее убить или разбить
на куски, но она все-таки не выйдет, так характер человека, властвующего над
своими побуждениями и органами, установлен навсегда. Он управляет своими
собственными внутренними силами, и ничто не может их вызвать наружу против его
воли. Путем этого постоянного отражения хороших мыслей, хороших впечатлений на
поверхности ума, склонность к совершению добра крепнет, и в результате мы
чувствуем себя в силах управлять органами чувств, нервными центрами. Таким
только образом устанавливается характер: таким только путем человек достигает
истины, тогда человек навеки в безопасности; он не может делать зло; он может
быть в каком угодно обществе, и для него не будет в этом опасности. Существует
стадия еще выше этой склонности к добру: это - желание освобождения. Вы должны
помнить, что свобода души есть цель всех Йог, и каждая Йога одинаково ведет к
этому результату. Одним трудом человек может достигнуть того, чего Будда достиг
главным образом медитацией, а Христос - молитвой. Будда был Джнани; Христос был
Бхакта, но оба они достигли той же цели.
Освобождение означает полную свободу - свободу от оков добра так же, как и от
оков зла. Золотая цепь не менее крепка, чем железная. В моем пальце сидит
колючка терна, и я беру другую, колючку, стараясь второю вытащить первую; затем
выбрасываю обе; мне незачем хранить вторую колючку, потому что обе они - только
колючки. Так и дурные склонности следует вытеснять добрыми и дурные впечатления
ума следует удалять свежими волнами хороших, пока все дурное почти не исчезнет
или будет подавлено и будет находиться под строгим контролем в дальней части
ума. Таким образом, человек "привязанный" становится "непривязанным". Работайте,
но не позволяйте делу или мысли производить глубокое впечатление на ум; пусть
эти впечатления, как волны, приходят и уходят. Пускай огромные результаты
получаются от работы мускулов и мозга, но не позволяйте им производить глубокое
впечатление на душу. Как это сделать? Мы ведь видим, что отпечаток всякого
действия, к которому мы привязаны, сохраняется.
Я могу встретить сотни людей в течение дня и среди них одного человека,
которого я люблю. Предположим, что,, ложась спать, я стараюсь вспомнить все
виденные мною лица, но лишь одно лицо встает передо мною - то лицо, которое я
видел, может быть, лишь одну минуту, но то, которое я люблю. Все же остальные
лица исчезли. Моя привязанность к этому человеку создала болев сильные
впечатления от его лица, чем от всех других. Физиологически все впечатления
были одинаковы; каждое лицо, виденное мною, отразилось на сетчатой оболочке
глаза, и мозг воспринял образы, однако однородности впечатлений не получилось.
Большинство лиц были, может быть, совершенно новы, о них я ровно никогда не
думал, но это одно лицо, лишь мельком увиденное мною, нашло во мне известные
ассоциации. Может быть, я годами представлял его себе, зная многое о нем и
когда его увидел, оно пробудило тысячу дремлющих воспоминаний в моем уме; и это
одно впечатление произвело более сильное действие на ум.
Поэтому не привязывайтесь ни к чему: предоставьте всему идти своим порядком;
пускай ваши мозговые центры работают: работайте непрерывно, но не позволяйте
впечатлениям, получаемым от работы, победить ваш ум. Работайте, как будто вы
чужие люди в этой стране, пришедшие сюда только на время; работайте, но ничем
не связывайте себя; всякое иго ужасно. Этот мир - не наше настоящее место
жительства; это только один из этапов, через которые мы должны пройти. Помните
великое изречение философии Санкхья: "Вся природа для души, а не душа для
природы". Природа и существует только для воспитания души, иного смысла в ней
нет; она существует, потому что душа должна обладать знанием и через знание
освобождаться. Если мы всегда это будем помнить, мы никогда не станем
"привязаны" к природе; мы будем знать, что природа - это книга, которую мы
должны прочесть, и что, когда мы приобретем настоящее знание, книга потеряет
для нас свое значение. Вместо этого, однако, мы отождествляем себя с природой;
мы думаем, что душа для природы и дух для тела, и, как говорит ходячее
выражение, мы думаем, что человек "живет для того, чтобы есть", а не "ест для
того, чтобы жить". Мы постоянно впадаем в эту ошибку: мы смотрим на природу как
на самих себя и привязываемся к ней, а это пристрастие производит глубокое
впечатление на душу, связывающее нас и заставляющее нас работать не для свободы,
а для рабства.
Вся суть этого учения состоит в том, чтобы мы работали как вольные хозяева, а
не как рабы. Работайте непрерывно, но пускай ваша работа не будет трудом рабов.
Разве вы не видите, как все работают? Никто не может быть совершенно
бездеятелен. 99% человечества работает как рабы, и результатом такой работы
является несчастье; все это - эгоистическая работа. Работайте свободно.
Работайте в любви. Трудно понять слово любовь', любовь никогда не приходит,
если нет свободы. В рабе не может быть истинной любви. Если вы купите раба,
|
|