|
Многие из западных читателей, читая Бхагавадгиту. изумлялись, находя во второй
главе слова Кришны, обращенные к Арджуне, в которых Кришна называет Арджуну
лицемером и трусом за его отказ вступать в бой или сопротивляться неприятелю на
том основании, что его противники - все его друзья и родственники, и также
потому, что непротивление есть величайший идеал любви. Великий урок, который мы
все должны выучить, заключается в том, что крайности всегда похожи друг на
друга; когда вибрации света слишком медленны, мы их не видим, и точно так же не
видим их, когда они слишком быстры. То же самое относительно звука. Мы не
слышим его, когда он слишком низок или когда он слишком высок. Однородно с этим
и различие между противлением и непротивлением. Один человек не противится,
потому что он слаб, ленив и не то что не хочет, а не может бороться. Другой
человек знает, что, если он захочет, он сумеет нанести сокрушающий удар; однако
он не только не наносит удара врагам, но благословляет врагов. Тот,, кто не
противится по слабости, совершает грех и в силу этого не может получить никакой
пользы от непротивления, тогда как другой человек совершил бы грех,
сопротивляясь. Будда отдал свой царский престол и отрекся от власти и положения,
- это было истинное отречение. Но не может быть речи об отречении, когда дело
идет о нищем, которому не от чего отрекаться! Итак, мы должны всегда тщательно
взвешивать смысл наших слов, когда говорим о непротивлении или о противлении.
Если мы обладая силой, отказываемся ею пользоваться и не противимся, мы
совершаем великий акт любви; но если мы не можем противиться и вместе с тем
стараемся уверить самих себя, что мы движимы побуждениями высшей любви, то мы
тем самым делаем противоположное. Арджуна испугался, увидев перед собой ряд
мощных противников; его "любовь" заставила его забыть свой долг перед страной и
перед королем. Потому-то Шри Кришна и назвал его лицемером: "Ты говоришь как
мудрец, но твои действия обнаруживают в тебе труса; поэтому встань и иди в
бой!".
Такова главная идея Карма-Иоги. Тот человек - Карма-йог, который понимает, что
высочайший идеал есть непротивление, знает, что это непротивление составляет
высшее проявление силы, находящейся в его действительном обладании, и знает,
что так называемое противление злу есть только путь к проявлению этой высшей
силы, а именно - непротивления. Прежде чем достичь высшего идеала непротивления,
человек должен исполнить свой долг и противиться злу; пусть он работает,
борется, рубит с плеча. Но непротивление станет добродетелью, только когда он
приобретет силы для сопротивления.
Я встретил у себя на родине одного человека, которого я раньше считал
очень глупым и тупым, который ничего не знал и не желал знать и жил
животной жизнью. Он спросил меня, что ему делать, чтобы познать Бога,
как ему достигнуть освобождения? "Можешь ли ты солгать? " - спросил я
его. "Нет", - ответил он. "Тогда научить лгать. Лучше лгать, чем жить как
животное или бревно; ты ничего не делаешь; ты несомненно не достиг высшего
состояния, которое лежит выше всех действий, спокойного и ясного; ты еще
слишком туп, даже для того, чтобы сделать что-нибудь злое". Это был
исключительный случай, и я, конечно, шутил; но я хотел сказать этим, что
человек должен быть деятельным для того, чтобы перейти через деятельность к
полному покою.
Бездеятельности следует всеми мерами избегать. Деятельность всегда означает
сопротивление. Противьтесь всякому злу. ментальному и физическому, и когда вы
достигнете успеха в сопротивлении, тогда придет покой. Очень легко сказать: "Не
ненавидь никого; злу не противься!" - но мы знаем, к чему это обыкновенно
приводит на практике. Когда взоры общества обращены на нас, мы выказываем наше
непротивление, но сердце наше все время точит червь. Мы ощущаем полное
отсутствие того мира, который должен дать непротивление, и чувствуем, что лучше
нам было бы противиться. Если вы желаете богатства и вместе с тем знаете, что
весь мир считает всякого человека, стремящегося к богатству, очень дурным, то
вы, может быть, и не посмеете броситься в борьбу за богатством, однако ум ваш
будет день и ночь думать о деньгах. Это - лицемерие, и оно ни к чему не
приведет. Окунитесь в жизнь мира, и только по истечении некоторого времени,
когда вы выстрадаете и насладитесь всем тем, что он в себе содержит, придет
отречение, а с отречением - и покой. Утолите вашу жажду власти и всего
остального, и после того как вы ее удовлетворите, настанет время, когда вы
увидите, что все это очень маловажно; но пока вы не удовлетворили этого желания,
пока вы не испытали эту деятельность, вам невозможно достичь состояния покоя,
ясности и самоотречения. Ясность и самоотречение составляли предмет проповеди в
течение многих тысяч лет; все мы слышали о них с детства: однако не многих
людей видим мы в мире достигшими этих состояний. Сомневаюсь, встретил ли я хотя
бы двадцать человек в моей жизни, в самом деле спокойных и не противящихся злу,
между тем я объездил полмира.
Каждый человек должен создать себе идеал и стремиться провести его в жизни;
этот способ - более верный путь внутреннего прогресса, чем принятие чужих
идеалов, осуществить которые человек никогда не может надеяться. Например, если
мы прикажем ребенку сразу пройти двадцать верст пешком, он умрет, а один
ребенок из тысячи проползет двадцать верст и пойдет до конца, хотя бы
измучившись до полусмерти. Подобные вещи мы и пытаемся сделать. Люди, которых
мы встречаем в обществе, мужчины и женщины, имеют не одинаковый ум, способности
и силы: они должны иметь личные идеалы, и мы не имеем права смеяться над их
идеалами, какие бы они ни были. Пусть каждый делает все, что может, чтобы
осуществить свой собственный идеал. Но совершенно неправильно судить мои
стремления с точки зрения вашего идеала или ваши с точки зрения моего. Нельзя
судить о яблоне, сравнивая ее с дубом, и нельзя судить о дубе, сравнивая его с
|
|