|
именно делает мир тем, что он есть? Утраченное равновесие. В первичном
состоянии, именуемом хаосом, царит совершенное равновесие. Таким образом
создаются все творческие силы Вселенной - путем борьбы, соревнования,
столкновения. Если бы все частицы материи оставались в равновесии, разве мог бы
совершаться процесс творчества? Наука нам говорит, что это невозможно. Если
нарушить равновесие водной площади, каждая частица ее будет стремиться к покою,
толкаясь одна о другую; точно так же явление, именуемое нами Вселенной, - все
содержащееся в ней - стремится вернуться к состоянию совершенного равновесия.
Неравенство лежит в основе творчества. Тем не менее силы, стремящиеся
установить равенство, являются таким же необходимым фактором творчества, как и
те, что нарушают его.
Абсолютное равенство, означающее совершенное равновесие всех борющихся сил на
всех планах, никогда не может установиться в нашем мире. Задолго до достижения
этого состояния мир станет совершенно непригодным для какой бы то ни было жизни
и опустеет. Поэтому мечты о золотом веке и об абсолютном равенстве не только
несбыточны, но, если бы мы попытались их осуществить, они неминуемо привели бы
нас к гибели. В чем состоит различие между человеком и человеком? Главным
образом, в уме. В настоящее время никто, кроме безумца, не скажет, что мы все
родились с одинаковыми умственными способностями. Мы приходим в мир с неравными
дарованиями: одни из нас люди выдающиеся, другие - ничтожные, и нет возможности
уйти от этого состояния, предопределенного до рождения. Американские индейцы
населяли Америку в течение тысяч лет, когда горсть европейцев пришла в их
страну. Какую перемену они произвели во внешнем виде ее! Почему индейцы не
вводили улучшений, не строили городов, раз все равны? Вместе с европейцами в
страну проникли и новые умственные силы, принося с собой целый ряд впечатлений,
проявивших себя здесь. Полное отсутствие различия равносильно смерти. Пока
стоит мир, будет происходить образование различий, и совершенное равенство
настанет лишь тогда, когда закончится цикл творчества. До той минуты равенства
быть не может. Однако идея достижения золотого века является большой
побудительной силой. Подобно тому, как неравенство необходимо для самого
творчества, так необходима и борьба за освобождение и возвращение к Богу. Если
бы не было борьбы, то не было бы и творчества. Различие между этими двумя
силами и обусловливает побуждение людей. Мотивы эти действуют непрерывно,
причем одни стремятся к рабству, другие к свободе.
Это сцепление колес в мире - страшный механизм: если мы вложим в него
руку, он нас тотчас же вовлечет, и мы будем вращаться вместе с ним.
Все мы думаем, что, исполнив известный долг, мы успокоимся; но не
успеваем мы исполнить и части этого долга, как другой уже ждет нас.
Всех нас влечет эта мощная, сложная мировая машина. Только два пути
могут вывести из нее нас: один из них - отречься от всякой связи с машиной,
отрешиться от нее и стать в стороне, отказавшись от желаний. Сказать это легко,
но сделать крайне трудно. Не знаю, может ли один человек из двадцати миллионов
совершить этот подвиг? Другой путь - погрузиться в мир и познать тайну; это
путь Карма-Иоги. Не бегайте от колес мировой машины, но станьте в сердце ее и
познайте тайну работы. Путь наружу проложен через саму машину.
Мы знаем теперь, что такое работа. Это одна из основных частей природы, и она
непрерывна. Верующие в Бога лучше понимают это, зная, что Бог не настолько
неспособное существо, чтобы нуждаться в нашей помощи. Хотя бы
Вселенная жила вечно, наша цель - свобода: наша цель бескорыстие, и, согласно
Карма-Иоге, этой цели можно достигнуть работой. Все мысли о водворении полного
счастья на земле прекрасны как побудительные мотивы фанатиков: но мы должны
понять, что фанатизм приносит столько же пользы, сколько и вреда. Карма-йог
недоумевает: зачем нужны другие побуждения к работе, кроме врожденной любви к
свободе? Возвысьтесь над обыденными житейскими мотивами. "Вы имеете право на
труд, а не на плоды его". - "Человек может воспитывать себя в понимании и
осуществлении этой идеи", - говорит Кармaйог. Когда мысль о добре станет частью
его природы, он не будет искать внешних побуждений к добру. Будем делать добро,
потому что хорошо делать добро. "Кто делает хорошие дела, хотя бы для того,
чтобы попасть на небо, связывает себя", - говорит Карма-йог. Всякий труд,
исполненный с малейшим эгоистичным мотивом, вместо того чтобы освободить нас,
кует нам новую цепь.
Итак, единственный путь состоит в том, чтобы отказаться от плодов работы,
отрешиться от них. Знайте, что мир - не мы, и мы - не мир, что мы - не Тело:
что мы в действительности не работаем. Мы - наше высшее "Я". - вечно пребываем
в мире и покое. Зачем нам связывать себя чем бы то ни было? Каждое бескорыстное
дело, совершенное нами, вместо того, чтобы выковать новую цепь, разорвет одно
звено в оковах, которые уже существуют. Каждая добрая мысль, посылаемая нами в
мир без помысла о награде, разорвет одно звено цепи и будет все больше и больше
очищать нас, пока мы не станем чистейшими из смертных. Однако все это может
показаться слишком восторженно философским, слишком теоретическим и имеющим
мало практического значения. Я читал немало возражений против Бхагавадгиты, и
многие из возражавших утверждали, что без побуждений нельзя работать. Авторы их,
по-видимому, не видели бескорыстной работы, совершенной не под влиянием
фанатизма.
Позвольте в заключение сказать несколько слов об одном человеке, в совершенстве
осуществившем учение о Карма-Йоге. Человек этот - Будда. Все пророки в мире, за
исключением Будды, были побуждаемы к бескорыстному труду внешними мотивами.
Мировые пророки, за исключением одного Будды, делятся на две категории: одни из
них утверждают, что они - воплощение Бога на земле; другие считают себя лишь
посланниками Его; и обе категории заимствуют импульс к работе извне, ждут
|
|