|
Не великое ли это преимущество - получать возможность поклоняться Богу путем
оказания помощи ближнему? Если бы мы были совершенно бесстрастными, мы избежали
бы скорби тщетного ожидания и могли бы бодро совершать наше дело ,в мире.
Работа, сделанная бесстрастно, никогда не может принести несчастья или горя.
Мир вечно будет жить, утопая в счастье или в несчастье.
Жил один бедный человек, нуждавшийся в деньгах. Он как-то слышал, что если бы
он мог вызвать духа, он мог бы приказать ему принести и деньги, и все, что
угодно. Поэтому ему очень хотелось иметь в своей власти духа. Он все искал
человека, который мог бы дать ему в подчинение духа; наконец он нашел мудреца,
обладавшего большими силами, и попросил его помочь ему в этом. Мудрец спросил
его, зачем ему нужен дух. "Я хочу, чтобы дух работал на меня; научи меня, как
мне вызвать его, - мне очень хочется иметь в своей власти духа", - ответил тот.
Мудрец сказал: "Не беспокойся, иди домой". На следующей день тот человек опять
пошел к мудрецу и стал плакать и просить: "Вызови мне духа! Я должен иметь в
подчинении духа, чтобы он мне помогал". Наконец мудрецу это надоело и он
сказал: "Возьми этот талисман, повторяй волшебное слово, и дух придет, и что ты
ни прикажешь ему, он все исполнит. Но берегись: он страшное создание и должен
быть всегда занят. Если ты когда-нибудь не дашь ему работы, он лишит тебя
жизни". Человек ответил; "Это очень легко; я могу дать ему работы на всю жизнь".
Затем он пошел в лес и долго повторял волшебное слово; наконец перед ним
предстал дух. "Я дух, - сказал он, - я побежден твоим волшебством, но ты должен
постоянно давать мне занятие; в ту минуту, как ты мне не дашь, я убью тебя".
Человек сказал: "Выстрой мне дворец", и дух ответил: "Готово, я выстроил тебе
дворец". "Дай мне денег", - сказал человек. "Вот тебе деньги", - ответил дух.
"Сруби этот лес и сделай вместо него огород". - "Сделано, - сказал дух, - что
еще?" Человек испугался и подумал, что ему дела у него больше нет, так как дух
все исполнил в один миг. Дух сказал: "Дай мне какое-нибудь дело, или я съем
тебя". Бедняк не мог больше придумать никакого занятия, испугался и бросился
бежать, пока не добежал до мудреца и сказал ему: "О мудрец, защити меня!"
Мудрец спросил его, в чем дело, и человек ответил: "У меня нет больше работы
для духа. Все, что я ему приказываю сделать, он исполняет в один миг и грозит
меня съесть, если я не дам ему работы". В эту минуту появился дух и, сказав: "Я
съем тебя", приготовился проглотить человека. Тот стал дрожать от страха и
умолять мудреца спасти его. Мудрец сказал: "Я найду выход. Посмотри на эту
собаку с загнутым хвостом. Выхвати скорей твой меч, отсеки ей хвост и дай его
выпрямить духу". Человек отрубил хвост собаке и дал его духу, сказав: "Выпрями
его". Дух взял хвост и стал медленно и старательно его выпрямлять, но как
только он отпустил хвост, тот снова свился. Дух снова бережно выпрямил его, но
как только он его отпустил, хвост снова загнулся. Опять терпеливо дух выпрямил
его, но хвост все свивался, как только он его отпускал. Так дух работал
много-много дней, пока совсем не утомился. "Никогда в жизни я не был в таком
затруднении. Я старый, опытный дух, но никогда я не находился в таком трудном
положении. Я пойду с тобой на соглашение, - сказал он человеку. - Ты меня
отпусти, а я оставлю тебе все, что я тебе дал, и обещаю больше не вредить тебе".
Человек очень обрадовался и с готовностью принял это предложение.
Наш мир подобен загнутому собачьему хвосту: люди в течение сотен и сотен лет
старались выпрямить его, но он снова свивался, как только они его отпускали.
Иначе и не могло быть. Надо сперва научиться работать бесстрастно, чтобы
избавиться от фанатизма. Если бы в мире не было фанатизма, он шел бы вперед
гораздо быстрее, чем теперь.
Ошибочно думать, что фанатизм может способствовать росту человечества. Напротив,
он представляет из себя задерживающий элемент, порождающий ненависть и гнев и
побуждающий людей враждовать между собой, вселяя в них взаимную неприязнь. Мы
думаем, что все, что у нас есть или чем мы обладаем, - самое лучшее в мире, а
то, что мы не имеем, не имеет и никакой цены. Поэтому вспоминайте сравнение с
собачьим хвостом, как только вы будете чувствовать в себе склонность к
фанатизму. Нечего нам беспокоиться или проводить бессонные ночи, думая о мире:
он прекрасно обойдется и без нас. Только когда вы избавитесь от фанатизма, вы
будете хорошо работать. Только хладнокровный, спокойный человек, рассудительный
и с уравновешенными нервами, полный сочувствия и любви к ближним, может хорошо
работать и, таким образом, приносить пользу себе. фанатик неразумен, и нет в
нем сострадания; он не может ни "выпрямить" мир, ни сам стать чистым и
совершенным.
Вспомним главные пункты того, что мы сказали. Во-первых, мы не должны забывать,
что все мы должники и что мир не обязан нам ничем. Для всех нас составляет
большое преимущество то, что нам дана возможность что-либо сделать для мира.
Помогая миру, мы в действительности помогаем себе. Второй пункт тот, что во
Вселенной существует Бог. Вселенная не гибнет и не нуждается в вашей или моей
помощи. Бог всегда в ней присутствует. Он не умирает, вечно деятелен и
бесконечно бдителен. Когда вся Вселенная спит, Он не спит. Он трудится
непрестанно; все изменения и проявления мира исходят от Него. В-третьих. мы не
должны никого ненавидеть. Мир наш всегда будет сочетанием добра и зла. Мы
обязаны сочувствовать слабому и любить даже грешника. Мир является большой
нравственной школой, в которой мы все должны учиться для того, чтобы крепнуть
духовно. В-четвертых, мы не должны ни в коем случае быть фанатиками, потому что
фанатизм противен любви. Фанатики часто говорят: "Я ненавижу не грешника, а
ненавижу грех", но я готов пройти какое угодно расстояние, чтобы увидеть
человека, действительно способного отделить грех от грешника. Легко это сказать.
Если мы умеем различать между качеством и сущностью, то мы близки к
совершенству. Не легко достичь этого. А затем, чем мы спокойнее и чем менее
|
|