|
рассказов о тех, кто использовал свои оккультные способности для
манипулирования другими людьми, для мести, усиления своей власти и других целей,
осуществляемых с помощью энергии нижних чакр. Это означает, что такие
способности могут быть развиты преждевременно и используемы во вред продвижению
по пути духовного развития, создавая негативную карму, которую нужно будет
разрешать на протяжении нескольких жизней. Трудность в отношении к оккультным
способностям для желающего достичь просветления заключается в том, что на них
нужно смотреть как на прочие врожденные способности или таланты, которыми мы
владеем как люди; то есть, используя их без привязанности для целей, которые не
являются своекорыстными, нужно желать усмирить их наряду с другими
эго-проявлениями, чтобы достичь больших глубин духовного сознавания.
Опыт Самадхи
Все, чего мне хотелось, – это слиться и не иметь отдельной личности;
иметь отдельную личность было больно. У меня возникло отчаянное желание
единства, которое бы никогда не кончалось... Нэн.
Во время самадхи ее лицо утратило свежесть жизни; тело казалось очень
хрупким и слабым, и в общем выражении ее лица не было ничего ни от радости, ни
от боли... она сказала: "Это состояние вне всех сознательных и
сверхсознательных планов – сознание полной неподвижности всех мыслей, эмоций и
деятельности, как физической, так и умственной, – состояние, что превосходит
все фазы жизни здесь, внизу". Шри Ананда-майи Ма. (Бхайджи). [54]
В классической литературе по йоге Кундалини ассоциируется прежде всего с
самадхи или просветлением. Йог Кешавадас писал: "Самадхи – это цель всех форм
йоги. Это сверхсознательное состояние, в котором душа соединяется с Богом. При
достижении этого универсального сознания все сомнения рассеиваются, карма
уничтожается и приходят блаженство и вечный покой". [55]
Это духовное пробуждение также описывается как постижение истинного Я.
Как говорится в древней Шветашватара Упанишаде (перевод Тьягисананда):
Как жир в семенах сезама, как масло в молоке, как вода в подземных
источниках, как огонь в дереве, так постигают Себя в "я" Тот, кто посредством
правдивости, самообладания и сосредоточения вновь и вновь ищет Себя,
всепроникающего, словно масло в молоке, кто утвердился в самопознании и
медитации, становится этим Высшим Брахманом, разрушителем невежества. [56]
Другой Свами, Мадхусудандасджи, писал:
Когда Кундалини поднята, (человек) очень быстро продвигается по пути
духовной эволюции. Он полностью осуществляет возможности своего тела и ума,
достигает внутреннего покоя, гармонии и целостности, и в конечном итоге
постигает возвышенную истину единства в многообразии – постигает жизнь как
единую ткань, не имеющую швов. [57]
Существуют разные уровни самадхи, и в священных текстах и писаниях йогов
есть расхождения относительно их количества и названий. Согласно "Йога сутрам",
пребывая на первом уровне, к которому относятся несколько стадий сабиджа
самадхи, человек исследует и познает природу внешних объектов, чувственного
восприятия, рассуждения и осознания грубого и тонкого тел. К этому уровню
относятся четыре стадии сампраджнята самадхи, последовательные уровни
постижения, которые нужно освоить, чтобы испытать два вида нирбиджа самадхи,
самадхи более высокого уровня. Все это становится возможным благодаря
концентрации и медитации.
В (1) савитарка и (2) нирвитарка самадхи человек познает истинную
природу грубых объектов, непосредственно воспринимая составляющие их пять
элементов, и освобождается от влечения к ним. Савитарка – это познание с
размышлением, а нирвитарка – без него (человек сливается с объектом, отбросив
все, что он о нем знает). Определенные приемы медитации, основанные на
сосредоточении на объекте вплоть до слияния с ним, способствуют освоению этого
уровня самадхи. Люди, испытывающие такие состояния, могут чувствовать, что они
сливаются со свечой, с деревом, скалой, с другим человеком или с пространством
окружающей природы. В состояниях подобного рода люди теряют привязанность к
мыслям, приковывающую их к телесному сознанию, и тогда им легче понять, что они
– не только физические или грубые тела. Такие ощущения часто возникают при
процессе пробуждения Кундалини, и некоторые йоги соотносят их с движением
Кундалини из нижней к горловой чакре. Также возможно, что многие из достигших
подобных состояний в результате сильной концентрации еще не пробудили Кундалини.
При (3) савичара и (4) нирвичара самадхи, когда человек способен
поддерживать их непрерывно, ум проникает глубже и познает природу тонких
объектов. Происходит скачок сознания и теперь человек воспринимает реальность,
лежащую за пределами реальности повседневного мира, различая ее или нет (в
случае слияния) соответственно. При этом человек может ощущать свое тонкое тело
или видеть тонкие тела или энергетические поля других людей или объектов. Такие
состояния вполне закономерно увидеть у пробудивших Кундалини, особенно когда
она проходит через шестую и седьмую чакры. На этой стадии человек может ощущать
себя как тонкое тело, получать доступ к воспоминаниям тонкого тела о прошлых
жизнях, иметь внечувственные восприятия и испытывать разного рода наслаждение,
вызванное отождествлением или растождествлением с тем, что йоги называют
танматрами, или тонкими элементами, которыми обусловлены пять наших чувств.
Открывается природа времени и пространства, и жизнь видится как игра сил. На
уровне нирвичара самадхи все состояния становятся неразличимыми, влечение к
удовольствиям или к боли исчезает и постигаются иллюзии жизни.
Дальше идут следующие виды самадхи – (5) сананда и (6) сасмита самадхи.
Отличительная черта этих стадий самадхи – ощущение блаженства разной силы.
|
|