|
потоком вверх по позвоночнику и вытекать через макушку. Тело вибрирует или
наполняется ощущениями присутствия энергии и (если повезет) экстаза. Нервная
система может быть переполнена интенсивным теплом, звуками или светом. Затем
может возникнуть ощущение, что энергия постепенно уходит. Или же она может
задержаться, сделав из данного мужчины или женщины совершенно нового человека.
Этот новый человек может годами бороться с физическими и
физиологическими расстройствами, как если бы он был поставлен перед
необходимостью выявить и выправить каждое свое несознаваемое или несовершенное
физическое и эмоциональное состояние. По-видимому, такой "радикальный" духовный
опыт исходит из самых глубин существа человека, вовлекая его в процесс коренных
физиологических и личностных преобразований.
Интенсивность этого движения в некоторых священных йогических книгах
описывается как стремительный бег небесной богини Шакти, которая, освободившись,
мчится вверх по телу, чтобы воссоединиться со своим возлюбленным Шивой,
ожидающим ее всеобщим сознанием. Эта требовательная богиня, созидающая и
поддерживающая жизнь человека, начинает борьбу за освобождение человеческого
сознания от поглощающих его забот повседневности, и благодаря ей же появляются
разнообразные психические и физиологические явления, возникают экстатические
состояния и мучительное неприятие себя, появляется потребность в переориентации
собственной жизни.
В то время как почти во всех культурах опыт соприкосновения с Кундалини
веками скрывался как тайная эзотерическая истина, нынешние приверженцы
духовного развития сообщают о нем все чаще, а иногда его случается испытывать
даже людям, не занимающимся никакой духовной практикой. Когда это происходит с
теми, кто никогда не сталкивался с явлением взаимосвязи телесных и мистических
переживаний и не понимает ее, это может испугать их, сбить с толку и даже
вызвать у них психические расстройства. И когда эти люди обращаются к
традиционным врачам, психотерапевтам или священникам, их беспокойство
возрастает из-за недостаточного понимания духовности и ее взаимосвязи с
энергией, присущего западной культуре.
Процесс духовного пробуждения не обязательно должен нести с собой
нарушения в теле или боль. Есть множество свидетельств о том, что обычно при
этом процессе приходит расширение границ сознания и блаженство, которое
становится частым ощущением, как только процесс стабилизируется. Эта книга
написана, чтобы поддержать тех, кто имел этот опыт или хочет получить его, а
также для тех, кто желает помочь таким людям осмыслить этот опыт и
стабилизировать его, включить в свой личностный багаж. Полезно рассматривать
пробуждение Кундалини как процесс: как ряд воздействий, изменений и
преобразований, направленных на то, чтобы укрепить тело и характер и таким
образом создать достаточно сильный сосуд, который смог бы вместить духовную
энергию и приходящее с ней прозрение. Большинство йогов указывают, что для
безопасного запуска этого процесса совершенно необходимо сперва с помощью
йогической практики, самодисциплины и воздержания создать в теле и уме
определенную структуру. Многие жители Запада оказываются перед лицом этой
трансформации, не имея заранее подготовленной для нее структуры.
Пробуждение Кундалини на Западе
На протяжении последних лет случаи пробуждения энергии Кундалини стали
более частыми, или же о них теперь чаще сообщают жители западных стран,
испытавшие их либо спонтанно, либо как результат каких-то духовных практик или
лечения. На интенсивность этого подъема духовного сознания может влиять
множество факторов, включая и тот факт, что на Западе широко распространились
практики медитации и поднятия энергии со времени их внесения в западную
культуру в 30-х годах нашего века восточными йогами, такими, как Парамахамса
Йогананда (крийя-йога), Свами Муктананда (сиддха-йога), Шри Брахмананда
Сарасвати (доктор Рамамурти Мишра), Махариши Махеш Йоги, который основал
движение трансцендентальной медитации (ТМ), Йоги Амрит Десаи, Свами Шивананда,
Свами Прабхавананда, Бхагаван Шри Раджниш, Йоги Бхаджан (кундалини-йога) и
многие другие.
С 60-х годов на Западе быстро распространились разные виды медитации
Дзэн, поддерживаемые такими учителями, как Алан Уотс, Филипп Капло и Кеннет
Роши, и организациями вроде Общества йнсайт-медитации. Много суфийских сект,
действующих на Западе, обучают разным формам работы с энергиями и медитативным
практикам. Совсем недавно в западную культуру влились также тибетская йога и
тантрические практики, часто благодаря ламам и монахам, которым пришлось
принести тайные дисциплины в непосвященные общества, чтобы избежать
исчезновения их древнего знания.
Классические тексты гласят, что подобные практики готовят тело и психику
к тому, чтобы испытать и включить в свой опыт измененное состояние сознания,
которое трансформирует духовную, физическую и эмоциональную жизнь. Все
подлинные медитации способствуют возникновению таких надличностных состояний
сознания, даже те, которые практикуются в школах, не описывающих энергию
Кундалини и не ставящих перед собой задачу работать с ней. Хотя некоторые люди,
занимающиеся медитацией, сознательно стремятся к пробуждению Кундалини, многие
другие находят явление этой энергии необъяснимым, потому что в традициях
духовного развития, которым они следуют, Кундалини не упоминается.
Кроме тех тысяч людей, кто практикует медитацию или дыхательные
упражнения йоги (которые называются пранаямой), имея слабое представление о том,
к достижению каких глубин могут привести их занятия, многие исследуют новые
способы лечения и работы с телом, использующие дыхательные упражнения, которые
напоминают древние йогические методики пробуждения Кундалини. Другие же
|
|