|
пробуждение Кундалини, успокоение ума, согревание или охлаждение тела, лечение
некоторых заболеваний, создание активности и энергичности или душевного покоя и
успокоения, развитие йогических сил и другие задачи. Тибетские йоги могут днями
сидеть без одежды при температуре ниже нуля, выполняя определенные дыхательные
упражнения, которые создают тепло. Такое мастерство создает в традиции йоги
целую науку, так как дыхание направляет, увеличивает или уменьшает прану –
первичную энергию физической системы.
Те, кто проходил через процесс пробуждения Кундалини, иногда сообщают о
необычном дыхании, возможно, учащенном или слишком поверхностном, или о том,
что дыхание вообще отсутствует довольно продолжительный период времени. Такие
явления могут испугать того, кто не понимает полезность их, а из жителей Запада
редко кто занимался таким дыханием. Возможно, эти виды дыхания вызваны
физиологическими потребностями, связаны с воспоминаниями о коллективном
бессознательном, или задействованы в целях исцеления, неизвестных сознательному
уму. Часто они возникают во время глубоких медитаций
Отношения с Кундалини – это, в значительной степени, отношения с "чем-то
другим" в себе, демонстрирующим нередко нечто такое, что исходит преднамеренно
только от него. У того, кто вовлечен в процесс пробуждения, есть несколько
возможностей: изучать йогу и понять, что с ним происходит, принять все без
особых тревог с верою, что несознательный импульс имеет определенную ценность,
или с желанием поиграть в эту игру, если это только игра; или сопротивляться и
злиться по поводу вторжения в его жизнь неизвестных сил. В последнем случае он
скорее всего встретится с самыми большими трудностями – страхом, паникой,
напряжением и другими разрушительными эмоциями.
Еще одной загадкой процесса пробуждения Кундалини служат слова на
санскрите или звуки, которые издает человек, и случайные соприкосновения с
внутренней музыкой или звуком. Довольно не-удобно говорить, когда не
направляешь сознательно свою речь, а тем более – когда она звучит на
иностранном языке. Поскольку санскрит считается языком сотворения Вселенной –
словами, которыми был сотворен мир (помните: "И слово было Бог..."?), он
действительно должен быть глубоко укорененной первичной структурой
коллективного бессознательного. Такие звуки приходят, возможно, чтобы открыть
нас, успокоить, создать внутри нас новые формы, воссоединить нас с тем
первичным материалом, который лежит между нами и нашими истоками. Иногда
человек, который начинает воспроизводить эти звуки, находится на очень
примитивных уровнях глубокого бессознательного, а иногда – на высших уровнях
сверхсознательного. Возможно, звуки эти представляют собой подлинные истоки
человеческой речи,
Йогическая и тантрическая традиции учат, что определенные звуки
способствуют пробуждению определенных чакр и что звук Ом, или Аум, – это
звук-основа Вселенной, содержащий в себе все. Аум представляет три состояния
сознания – бодрствующее, сновидное состояние и состояние сна без сновидений.
Санскритские песнопения и мантры основываются на определенных тонах и формах
звука, которые производят особые результаты. Определенные мантры, обычно
длинные и сложные, могут, как считают, действительно создавать формы или
какие-либо результаты в материальном мире, если их прочитать нужное количество
раз (иногда доходящее до миллионов), с должным благоговением и надлежащим
дыханием. Полагают, что именно таким образом осуществляются многие волшебные
проявления йогических сил. Как и наука о дыхании, наука о звуке и вибрации
составляет краеугольный камень эзотерических практик йоги.
В сурат-шабд-йоге, как она описывается Кирпал Сингхом, [6] особое
внимание при обучении направляется на то, как устанавливать связь с внутренним
звуком или "светящимся звуковым потоком". Ученику для начала дают мантру,
имеющую особое влияние, и он медитирует на нее, сосредоточиваясь на центре
третьего глаза (шестая чакра). Суть тут заключается в том, что духовный поток
нисходит свыше в третий глаз и оттуда расходится по всему телу. Путем
сосредоточения на этой точке йоги устанавливают связь с потоком непосредственно,
воспринимая там запредельный свет и звук, что делает необязательной практику
йоги, основанную на контроле праны и ума. При соприкосновении с этой духовной
энергией чувственные потоки автоматически оттягиваются вверх, но моторные
потоки в теле не затрагиваются, так что вход в самадхи и возвращение обратно
становятся более естественными и менее тяжелыми.
Запредельный звук и свет, с которыми сливается йог, – это сущность
божественного духа, так что данный метод считается более прямым путем к
пробуждению, чем методы, где внимание фокусируется на Кундалини и пранических
энергиях. Он совершенно не требует придерживаться строгих физиологических
практик, присущих другим школам йоги. Если запредельные звук и свет есть
сущностью божественной энергии, которую она являет перед преобразованием в
физиологической и биологической системах, вполне естественно будет слышать
внутреннюю музыку и звуки в процессе пробуждения Кундалини, когда эта энергия
проникает в третий глаз и человек приближается к растворению своего
отождествления с телом.
Великий суфийский учитель Хазрат Инаят Хан называл творение "музыкой
Бога". Он писал, что весь космос наполнен абстрактным звуком, наполнен
вибрацией, которая слишком тонка, чтобы ее заметили человеческие ухо или глаз.
Он говорил:
Этот Звук Абстрактного постоянно звучит внутри и вокруг человека. Те,
кто может слышать его и медитировать на него, освобождаются от всех тревог,
забот, печалей, страхов и болезней, и душа освобождается от оков чувств и
физического тела и становится частью Всепроникающего Сознания.
|
|