|
время как вспышки пламени усилились и образовали нечто по-добное крыльям,
сложенным у меня над головой. Я почувствовал качающееся движение. Я был испуган,
потому что эта сила казалась мне чем-то таким, что может меня уничтожить". Мой
друг пишет дальше, что в своем возбуждении он забыл фиксировать ум на Высшем, и
так упустил божественную возможность. Может быть это случилось потому, что он,
как он сам писал мне, не рассматривал пробуждение этой силы как действительно
высокий духов-ный опыт и рассматривал его наравне с другими своими
экспериментами с состояниями соз-нания.
Мнение пандита об этом переживании было следующим: если дыхание
останавливается и ум направляется вниз, чувствуется теплота. Можно "увидеть"
Кундалини ментальным зре-нием и познать ее в непосредственном опыте, не
поднимая вверх, что может быть сделано только посредством метода,
предписываемого Йогой.
Кундалини может быть видима как свет в нижнем центре (Муладхара). Умом
(Буддхи) экспериментатор постиг ее, но так как он специально не обучался этой
практике, то был на-пуган. Есть простой признак действительного пробуждения
Шакти. Когда она пробуждается, то в том месте чувствуется сильная теплота, но
когда она проходит центры и покидает их, то пройденные и оставленные части
становятся холодными и безжизненными как труп.
Прогрессирующее движение Шакти вверх может быть проверено и другими людьми.
Когда Шакти достигает вершины мозга (Сахасрара), то все тело холодно и
подобно тру-пу, исключая верхушку черепа, где остается некоторая теплота,
потому что это - то место, где соединяются статический и кинетический аспекты
сознания.
Эта книга выпускается не с целью утверждения истины, и не с целью
определить при-годность принципов и методов этой Йоги - это каждый должен
определять сам для себя, - но лишь как первая попытка снабдить тех, кто
интересуется всем этим, по возможности точ-ным и полным описанием. Однако
понимание достаточно сложного содержания текста воз-можно лишь в том случае,
если мы кратко суммируем некоторые философские и религиоз-ные доктрины, которые
лежат в основе всего этого труда. Поэтому в следующих главах бу-дет идти речь о
сознании, о разуме, материи, жизни и о том, как они проявляются в вопло-щенном
духе, в Дживатмане. Затем будет рассматриваться кинетический аспект духа,
Шак-ти, и то, как она представлена в проявленном Макрокосме и в человеческом
теле, или Мик-рокосме, которое в малом масштабе повторяет большой мир. Как
говорится в "Вишвасара-Тантре": "Что есть здесь, то есть везде, а чего нет
здесь, того нет нигде".
После главы о "Слове" и о звуках речи, пойдет разговор о "методе
возвращения", Йоге. Последнего нельзя понять, пока не будет усвоен материал
предыдущих разделов.
Необходимо объяснить и понять теорию эволюции мира хотя бы ради
практического со-держания, которого касается эта книга. Об этом говорится в
комментарии к шлоке 39 "Шат-Чакра Нирупана", что когда имеешь дело с практикой
Йоги, то нужно помнить, что вещи растворяются в том, из чего они возникли, и
что процесс Йоги, описываемый здесь, и есть такое обратное растворение, Лайя.
Возвратный процесс йоги (Нивритти) не будет понят, по-ка не будет понят процесс
творения (Правритти). Поэтому для понимания тех вопросов, с которыми мы здесь
имеем дело, нам необходимо кратко рассмотреть доктрину Шакта-Тантр о Силе.
Все, что проявляется, - разум, жизнь, материя, - есть Сила (Шакти).
Наличие Силы подразумевает и Обладателя Силой (Шактиман). Нет ни Обладателя
Силы без самой Силы, как нет и Силы без ее Обладателя. Обладатель Силы - Шива.
Сила (Шакти) - великая Мать Вселенной. Нет Шивы без Шакти, как нет и Шакти
без Шивы. Оба они в своей сущности - одно целое. Каждый из них - СатЧит-Ананда,
Бытие-Сознание-Блаженство. Эти три слова избраны для описания конечной
реальности потому, что чистое бытие или "существование" отличается от обычной
формы бытия. "Быть" - это значит "осознавать", и потому совершенное
Бытие-Сознание - это Все, а ничем не ограни-ченное бытие - это Блаженство. Эти
три слова определяют, чем является в своей сущности самая последняя реальность.
Наложением на эти понятия имени (Нама) и формы (Рупа) либо разума и материи мы
получаем ограниченное Бытие-Сознание-Блаженство, которое и есть Вселенная.
Чем была бы Сила, если бы не было Вселенной? Тогда это была бы сила быть,
сохранять саму себя и противостоять всем переменам. В эволюции - это сила
становления и измене-ния, а в ее проявленной форме - это материальная причина,
полное изменений становление мира. Не становление - это Бог, т.е. конечная
форма, и он - бесформенная бесконечность. Но сущность этого - бесконечность
Силы, принадлежащая такому же бесконечному Обла-дателю Силы. Это Он
подталкивает эту Силу все дальше и дальше, и творит Вселенную.
Покой подразумевает активность, а активность подразумевает покой. Позади
всякой ак-тивности есть статическое основание. Шива - такой статический аспект
реальности, а Шакти - кинетический, движущийся аспект.
Оба в сущности - одно целое. Все есть реаль ность, одновременно и
неизменная и из-менчивая. А Майя согласно этому учению - это не "иллюзия, а, по
лаконичным словам Ка-малаканта, Шакта-Садхака, - "форма бесформенного". Мир -
это Ее формы, и эти формы, конечно же, реальны. Человек по своей сущности, -
это обладатель статической Силы, Ши-ва, который - чистое сознание; а как разум
и тело, человек - проводник Силы, Шакти или Матери. Так он - Шива-Шакти,
проявление Силы. И цель Садханы, цель йоги - поднять эту силу к ее полному,
неограниченному ничем проявлению, полнота которого - в неогра-ниченном
переживании.
|
|