|
Если верить специалистам-производителям, без газа шампанское довольно кислое и
неприятное вино. Но когда оно становится игристым, это совсем другое дело.
Вина Шампани всегда легко пенились, и это в течение долгого времени считалось
недостатком, поскольку иногда бочки от этого разрывались. Удивительно, но
именно англичане в XVII веке первыми произвели игристое шампанское вино —
просто потому, что их бутылки оказались более прочными, чем французские.
Дело в том, что шампанское проходит не один, а два этапа брожения: сначала в
бочке, после обработки винограда в давильне, а затем, полгода спустя, уже
внутри бутылки.
Закупая шампанское оптом, англичане разливали его в бутылки и добавляли туда
сахар, чтобы усилить брожение, при котором и образуется тот самый характерный
газ.
Взрыв — вот чего опасались производители шампанского. Ведь силы брожения
внутри бутылки могут создавать давление более 6,3 атмосферы, что намного больше,
чем, например, давление в шинах легкового автомобиля.
Когда в 1700 году французы стали разливать шампанское по методу англичан,
бутылки все еще взрывались, причем нередко возникала цепная реакция: взрыв
одной детонировал другую, за ней третью и так далее, пока вся полка не
превращалось в сплошное месиво. «Дьявольское вино» — так некоторые называли
этот напиток. В результате виноделы разработали новую технологии укупорки с
помощью толстой, особо прочной пробки, которая плотно прикручивается к горлышку.
К счастью, современная бутылка для шампанского способна выдержать давление, во
много раз превышающее силу брожения.
Примерно в одно время с пробками нового типа появились первые этикетки.
Поначалу бутылки с шампанским не имели на себе никаких пометок: их, чтобы не
спутать с другими напитками, складывали в отдельные подвальные ниши, указывая
разве что только год изготовления.
Но как-то одному из производителей шампанского пришла мысль в целях рекламы
нарисовать на бутылке какую-нибудь пикантную картинку (зная французов, можно
без особого труда представить себе, что же было изображено на первой этикетке).
С этих пор крупнейшие виноделы стали наперебой придумывать красочные этикетки,
привлекая к этому делу самых известных художников своего времени. А так как в
том время копировальных аппаратов не существовало, стоимость этикетки,
представляющей собой хоть и маленькое, но настоящее произведение искусства,
многократно увеличивалась.
Достоверно известно, что к работе над этикетками к шампанскому привлекался
даже великий Пикассо.
Вообще, стоит отметить, что художники считали очень даже почетной такого рода
деятельность и потому с большим удовольствием брались за работу, кстати сказать,
щедро вознаграждаемую виноделами. И все бы ничего, но одному из людей
искусства, получившему заказ на выполнение этикетки к шампанскому, выпуск
которого был приурочен к какому-то грандиозному событию, вздумалось изобразить
на ней маленькую девочку в непристойной позе.
Для французов такое в порядке вещей. Однако более консервативным англичанам
выдумка художника не понравилась.
В результате ввоз в страну шампанского с этой этикеткой был запрещен
парламентом. Пришедшие в отчаяние изготовители шампанского, чтобы сократить
убытки, решили пожертвовать пикантной этикеткой ради возможности продать партию
напитка.
С тех пор на этом сорте шампанского красуется всего-навсего очаровательная
головка девочки, далее идет широкая белая черта с названием, а потом — ножки
прелестного создания. А что это за шампанское, вы без особого труда узнаете
сами, начав собственное расследование и посетив несколько специализированных
магазинов.
К началу XVIII века новые игристые вина из Шампани стали популярны на
роскошных банкетах при французском королевском дворе в блистательном Версале.
Когда провозглашали тост за сюзерена, особенно на Рождество и на Новый год, в
бокалах могло быть только это праздничное вино. Тост «С Новым годом!», который
произносят сегодня по всему миру, — это прямое продолжение версальских традиций.
Новогоднему сезону придается такое значение, что 45 % всех поставок
шампанского в мире приходится как раз на октябрь, ноябрь и декабрь.
К началу XIX века шампанское завоевало всю Европу. Этому способствовали и
производители, которые проявили не меньше талантов в маркетинге, чем в
виноделии. Еще в конце XVIII они начали поставлять шампанское ко двору
Екатерины Великой.
Ведущие фирмы содержали специальные штаты коммерческих агентов, отслеживающих
события, которые могли бы стать поводом для празднеств. «Царица ждет ребенка, —
сообщал из России на родину представитель фирмы „Вдова Клико“ в 1806 году. —
Какое счастье, если родится наследник. Тогда в этой огромной стране выпьют море
шампанского. Никому об этом ни слова, иначе сюда хлынут наши конкуренты».
Но прежде чем запустить массовое производство, предстояло справиться еще с
одной, последней проблемой: научиться удалять осадок, оставшийся от дрожжей
после второго брожения. Этот некрасивый слой на дне бутылки к тому же зачастую
замутнял вино. Решения проблемы в 1816 году нашла вдова Клико. Она велела
одному из своих сотрудников сделать деревянную полку с отверстиями. Он помещал
бутылки горлышками в эти отверстия и день за днем медленно поворачивал их,
терпеливо смещая осадок к горлышку и поднимая бутылки все выше, пока они не
оказывались в положении вверх дном, а осадок не скапливался в самом горлышке.
Тогда быстрым движением он выдергивал пробку, сбрасывал осадок, доливал вино и
вновь запечатывал бутылку.
|
|