Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Книги о вине... :: Иван Ильич Дубровин :: Иван Дубровин - Все о пиве
<<-[Весь Текст]
Страница: из 27
 <<-
 
е, Харькове и Киеве.
 Однако позвольте немного отклониться от рассказа о достижениях российских 
пивоваров. Хочется обратить ваше внимание на то, что народы Кавказа занимались 
и занимаются не только виноделием, но и пивоварением. И как показало время, 
делают они это весьма и весьма успешно. Так, о создании осетинского пива ходит 
немало легенд. Хотелось познакомить вас лишь с одной, которая повествует о 
зарождении пивоварения у древних нартов.
 «Опустилась птичка на хмелевую лозу, выклевала из шишечки хмеля три зернышка, 
вспорхнула и полетела в селение доблестных нартов и опустилась там на солод, 
который сушился на солнце. Клюнула она одно зернышко солода, и свалилась пташка 
на землю. Хочет вспорхнуть, а не может, крылья словно подрезаны.
 Шатана (героиня осетинского национального эпоса «Сказание о нартах») бережно 
взяла птичку и положила ее на кучу пшеничных зерен и — чудо! Сколько пшеницы 
сверху ни брали, меньше не становилось, а птичка скоро очнулась и улетела. И 
задумалась Шатана. Смолола она солод, сварила его, процедила варево и положила 
в него крепкую закваску из хмеля. Зашипело, заискрилось варево и покрылось 
белой пеной.
 Пили и дивились нарты такому напитку».
 Не правда ли, замечательная легенда? Она красива, как любая легенда, и вместе 
с тем в ней описывается весь процесс приготовления пива. Кроме того, данная 
легенда свидетельствует о многовековой истории осетинского пива. К слову 
сказать, первое упоминание о нартском пиве появилось в «Сказаниях о нартах» — 
национальном осетинском эпосе.
 И хотя ученые до сих пор не знают точную дату возникновения нартского эпоса, 
известно, что он прекратил развитие во время нашествия татарских воинов в 
1395 г. Но даже имея такие данные, нетрудно сделать вывод о том, что осетинское 
пиво действительно имеет давнюю историю. И хотя нартский эпос прекратил свое 
существование, традиции пивоварения перешли к другим осетинским племенам, 
благодаря чему они и дошли до наших дней.
 Пиво у нартов считалось напитком совершенно особенным. Так, Шатана является 
культурологическим образом, посредством которого люди и получили рецепт 
приготовления пива в дар от богов. А то, что даруется Высшими Силами, не 
забывается. Вот почему с самого момента возникновения пива люди на осетинской 
земле стали верить в то, что произнесенные над бокалом пива молитвы будут 
непременно услышаны богом. Вот и зародилась традиция и в час радости, и в 
минуту скорби осушать бокал волшебного осетинского пива, дабы радость удвоилась,
 а горе покинуло.
 До сих пор пиво «алутоп», приготовляемое по старинному аланскому рецепту, не 
утратило у осетин своего обрядового и религиозного значения. Огромное 
количество пива всегда варится для свадеб, различных пиршеств и поминок. Ни 
одна уважающая себя семья, почитающая традиции, ни за что на свете не нарушит 
сложившегося порядка.
 Интересно, что варка пива приобрела огромное значение не только у осетин. 
Народы, населявшие соседние с осетинами территории, обращались за помощью и 
советом к осетинским пивоварам. Те и советом могли помочь, и пива наварить, 
если понадобится. В далекие времена осетины считались лучшими мастерами 
пивоваренного дела на Кавказе.
 Именно осетины изготовили огромные медные котлы и много другой специальной 
утвари, предназначенной для варки пива. Интересно, что в домашних условиях 
благодаря изобретенным приспособлениям удавалось добиваться превосходного 
качества изготовляемого напитка.
 Многие путешественники, посещавшие Кавказ, восхваляли бодрящий напиток, 
называемый «осетинским пивом». Многие из тех, кто побывал на Кавказе, считали 
своим долгом упомянуть в своих заметках о кавказском напитке. Некоторые из них 
сравнивали его с английским портером.
 Говорят, что несколько бутылок этого вкуснейшего напитка было отправлено в дар 
князю Потемкину в Петербург. И напиток так понравился сиятельной особе, что он 
решил заняться производством пива по осетинскому рецепту. Для этого князь 
специально выписал осетинских пивоваров, назначил им щедрое жалование и создал 
условия для работы.
 Пивовары прибыли, расставили свои медные котлы, наладили производство. Дело 
пошло. Однако князь был недоволен изготовленным в Петербурге напитком. 
Рецептуру изготовленного напитка сверили с той, по которой готовили пиво на 
осетинской земле, однако разницы никакой не обнаружили. Тем не менее 
приготовленное на Российской земле по осетинскому рецепту пиво не было похоже 
на знаменитый кавказский напиток.
 Князь Потемкин не желал сдаваться. Он предположил, что причина неудачи крылась 
в используемом сырье. Непременным условием приготовления хорошего пива, по его 
мнению, являлась вода из горных источников Осетии. И, выдвинув свою версию 
произошедшего, князь отдал распоряжение о доставке воды с Кавказа для 
приготовления пива. И хотя приготовленное из осетинской воды пиво отличалось от 
сваренного ранее, его вкус не совсем удовлетворил князя. На этом история 
изготовления осетинского пива на питерской земле заканчивается. Князю, 
неудовлетворенному качеством изготовленного пива, ничего на оставалось, кроме 
как отослать осетинских пивоваров на родину.
 В чем секрет осетинского пива, специалисты выясняют и по сей день. Хотя все 
они в один голос твердят о том, что сама рецептура, давным-давно доподлинно 
известная, весьма проста и незамысловата. Теперь речь не идет о существенном 
влиянии воды из горных источников на вкусовые качества приготовляемого пива. В 
наше время специалисты все чаще заводят речь об особом сорте ячменя, 
произрастающем на склонах гор Кавказа. Многие специалисты склонны полагать, что 
важнейшу
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 27
 <<-