|
егося к абсенту, и
возглавляла свой
собственный интеллектуальный и богемный салон, где Верлен не только читал стихи,
но
даже пел и играл в любительских комедиях. Именно здесь Кро в 1867 году
познакомился с
Верленом, и они стали друзьями.
Кро и Нина расстались в 1878 году. Он женился на другой, но его зависимость от
абсента становилась все сильнее. Он стал завсегдатаем кафе «Черный кот»,
которое в 1881
году открыл неудачливый художник Теодор Сали. Тот хотел завести что-то вроде
салона —
он не только одел своих официантов в костюмы членов Французской Академии, но
лично
оскорблял каждого входившего клиента. Кро иногда выпивал в «Черном коте» до
двадцати
стаканов абсента в день. Там он и умер однажды ночью 1888 года, дописывая
стихотворение.
Нина опередила его, она сошла с ума и умерла в 1884 году.
Андре Бретон включил Кро в свою «Антологию черного юмора», а в биографической
статье о нем напоминает нам, что он, кроме всего прочего, первым синтезировал
рубины. У
Кро не было ни денег, ни упорства для коммерческого развития своих изобретений,
ему не
удалось ничего на них заработать. Он жил и умер в бедности.
Однако у Кро было и несколько неожиданных поклонников. Американский
иллюстратор Эдвард Гори любил его стихи и перевел некоторые из них на
английский. Он
проиллюстрировал стихотворение для детей «Сушеная селедка», в котором под
нарочито
бессмысленной поверхностью скрывается невыразимая мрачность. Это стихи ни о чем,
история пустой белой стены, к которой человек прислоняет лестницу, вбивает
__________в стену гвоздь,
прикрепляет к гвоздю веревку, привязывает к веревке селедку, и та после этого
вечно
болтается на ветру. Это таинственно унылое произведение, как и некоторые работы
самого
Гори, Бретон считал подвигом — как-никак, поэт «пустил вхолостую мельницу
стихотворного ритма».
Более циничная и язвительная сторона личности завоевала Кро место в романе
«Наоборот» Жориса-Карла Гю-исманса, то была первая из «Желтых книг» (Лорд Генри
Уоттон дает Дориану Грею книгу в желтом переплете, и Дориану она кажется «самой
странной книгой, какую он когда-либо читал»). Герой Гюисманса, крайний декадент
дез
Эссент, хранит книгу Кро в своей необычной библиотеке и восхищается его
сатирической
новеллой «Наука любви», которая «еще могла удивить своим деланным безумием,
чопорностью юмора, прохладно-шутливыми замечаниями». Появляется Кро и в романе
Марии Корелли «Полынь», где она превозносит его как недооцененного гения и
отмечает,
что его ранняя смерть «окружена самыми грустными обстоятельствами страдания,
бедности
и одиночества». Она целиком приводит его стихотворение «L'Archet»* [Смычок
(франц.)] и
высказывается о его сборнике «Le Coffret de Santal»* [Сандаловый ларец (франц.
)]. Более
того, стихотворение «Lendemain»* [Завтра (франц.)], автора которого она не
называет,
вдохновившее Гастона Бове «сыграть роль в нескольких драмах» с абсентом и
женщинами,
на самом деле принадлежит Кро.
С цветком и женщиной,
С абсентом и огнем
Мы поиграем,
Мысля об ином.
Абсент
Зеленым светом озарит,
А роза
Ароматом одарит.
Но месяцы сметут всю прелесть грез,
И мы с тобой расстанемся без слез.
Рассыпятся и письма, и цветы,
Останутся услады немоты,
Абсента, небосвода вдалеке
И судорог в немеющей руке.
Ну что же, значит — скоро умирать,
Нельзя с цветком и с женщиною спать.
Самое удивительное в научных открытиях Кро — то, что они, по всей видимости,
реальны, не в пример многим другим открытиям ученых, искавших вдохновения в
абсенте.
Шведский драматург Август Стриндберг, проживший в Париже много лет, занимался
алхимией, все больше впадая в паранойю, запечатлевшуюся в «Аде» («Inferno») и
«Оккультном дневнике».
«А не пойти ли нам всем и не стать ли богемными?.. — предложил он другу в 1904
году. — Я скучаю по Монпарнасу, мадам Шарлотте, Иде Молар, абсенту, жареному
мерлану,
белому вину, "Figaro" и "Closer
|
|