|
потеря устойчивости и переход к хаосу: это шумы, внешние помехи, возмущающие
факторы. Источник хаосомности иногда связывают с
128
наличием многообразия степеней свободы, что может привести к реализации
абсолютно случайных последовательностей. К обстоятельствам, обусловливающим
хаосогенность, относится принципиальная неустойчивость движения, когда два
близких состояния могут порождать различные траектории развития, чутко реагируя
на стохастику внешних воздействий.
Современный уровень исследований приводит к существенным дополнениям
традиционных взглядов на процессы хаотизации. В постнек-лассическую картину
мира хаос вошел не как источник деструкции, а как состояние, производное от
первичной неустойчивости материальных взаимодействий, которое может явиться
причиной спонтанного структурогенеза. В свете последних теоретических
разработок хаос предстает не просто как бесформенная масса, но как
сверхсложнооргани-зованная последовательность, логика которой представляет
значительный интерес. Ученые вплотную подошли к разработке теории направленного
беспорядка, определяя хаос как нерегулярное движение с непериодически
повторяющимися, неустойчивыми траекториями, где для корреляции пространственных
и временных параметров характерно случайное распределение7.
Оправданная в человекоразмерном бытии с о ц и о л о -г и з а ц и я категорий
порядка и хаоса имеет своим следствием негативное отношение к хаотическим
структурам и полное принятие упорядоченных. Тем самым наиболее наглядно
демонстрируется двойственная (антропологично-дезантопологичная) ориентация
современной философии. Научно-теоретическое сознание делает шаг к
конструктивному пониманию роли и значимости процессов хаотизации в современной
синергетической парадигме. Социальная практика осуществляет экспансию против
хаосомности, неопределенности, сопровождая их сугубо негативными оценочными
формулами, стремясь вытолкнуть за пределы методологического анализа. Последнее
выражается в торжестве рационалистических утопий и тоталитарных режимов,
желающих установить «полный порядок» и поддерживать его с «железной
необходимостью».
Между тем истолкование спонтанности развития в деструктивных терминах
«произвола» и «хаоса» вступает в конфликт не только с выкладками современного
естественнонаучного и философско-методологическо-го анализа, признающего хаос
наряду с упорядоченностью универсальной характеристикой материи. Оно идет
вразрез с древнейшей историко-философской традицией, в которой, начиная от
Гесиода, хаос мыслится как все собой обнимающее и порождающее начало. В
интуициях античного мировосприятия безвидный и непостижимый хаос наделен
формооб-разующей силой и означает «зев», «зияние», первичное бесформенное
состояние материи и первопотенцию мира, которая, разверзаясь, изрыгает из себя
ряды животворно оформленных сущностей.
Спустя более чем двадцать веков такое, античное мирочувствование отразилось
в выводах ученых: Дж. Глейк в работе «Хаос: создавая новую науку» заметит, что
открытие динамического хаоса — это, по сути дела, открытие новых видов движения,
столь же фундаментальное по своему характеру, как и открытие физикой
элементарных частиц, кварков и глю-
129
онов в качестве новых элементов материи. Наука о хаосе — это наука о процессах,
а не о состояниях, о становлении, а не о бытии.
В этой связи постнеклассическая методология сталкивается с необходимостью
решения двоякого рода проблем. Во-первых, конструктивное приращение знаний в
так называемой «теории направленного беспорядка» связано с изучением специфики
и типов взаимосвязи процессов структурирования и хаотизации. Предположительно
они репрезентируются не только схемой циклов, но ис учетом отношений б и н а р
-нести и дополнительности. Фундаментальное взаимодействие порядка и хаоса,
отраженное бинарной структурой, проявляется в сосуществовании и противоборстве
двух стихий. В отличие от цикличности, предполагающей смену состояний и
отрицание по типу снятия или деструкции, бинарная оппозиция сопряжена с
множественностью результативных эффектов: 'от взаимополагания по типу отрицания,
трансформации с сохранением исходной основы (скажем, больше порядка или больше
хаоса) до разворачивания того же противостояния на новой основе (например,
времена другие, а порядки или пороки все те же). Отношение дополнительности
предполагает вторжение неструктурированных сил и осколочных образований в
организованное целое. Здесь наблюдаются вовлеченность в целостность
несвойственных ей чужеродных элементов, вкрапления в устоявшуюся систему
компонентов побочных структур, зачастую без инновационных приращений и
изменения степени сложности.
Вместе с тем, несмотря на существенные достижения современных наук в
построении научной картины мира, не умолкают голоса скептиков, указывающих, что
на рубеже третьего тысячелетия науке так и не удалось достаточным образом
объяснить гравитацию, возникновение жизни, появление сознания, создать единую
теорию поля и найти удовлетворительное обоснование той массе
парапсихологических или биоэнерго-информационных взаимодействий, которые сейчас
уже не объявляются фикцией и чепухой. Выяснилось, что объяснить появление жизни
и разума случайным сочетанием событий, взаимодействий и элементов невозможно,
такую гипотезу запрещает и теория вероятностей. Не хватает степени перебора
вариантов и периода существования Земли.
Поскольку релятивистская концепция Вселенной подразумевала поначалу всю
|
|