|
предстоит стать “Божией Матерью”, то ли считать ее “демоном” наравне с Изидой;
когда память о кротком и милосердном Иисусе еще витала в каждом христианском
сердце, и его слова о милосердии и благотворении еще вибрировали в воздухе, —
даже тогда христиане превосходили язычников во всех видах жестокости и
религиозной нетерпимости.
И если мы заглянем еще дальше назад и будем искать примеров истинного
христизма в тех веках, когда буддизм только что перекрыл брахманизм в Индии и
когда имени Иисуса суждено было прозвучать только тремя веками позже, — что мы
тогда находим? Кто из святых столпов церкви когда-либо возвысился до уровня
веротерпимости и благородной простоты характера некоторых язычников? Сравните,
для примера, индийского Ашоку, который жил за 300 лет до Р. X., и карфагенского
Св. Августина, процветавшего 300 лет после Р. X. Согласно Максу Мюллеру, вот
что высечено на скалах Джирнара, Дхаулы и Капурдигиры:
“Пиядаси, возлюбленный богами царь, желает, чтобы аскеты всех
вероисповеданий могли жить везде. Все эти аскеты одинаково проповедуют заповеди,
которые людям следовало бы применить на себе, а также чистоту души. Но у людей
мнения различны и различны склонности”.
А вот что написал Августин после своего крещения:
“Дивна глубина твоих слов! их внешность, гляди! перед нами, приглашая к
малым; и все же в них дивная глубина, о Боже мой, дивная глубина! Страшно
заглядывать в нее; да... благоговейный ужас почитания и дрожь любви. Врагов
твоих [читайте — язычников] поэтому ненавижу неистово; о, если бы ты убил их
своим обоюдоострым мечом, чтобы они больше не могли быть врагами ему; ибо я так
бы хотел, чтобы были они убиты”.30
Удивительный дух христианства; и это дух одного манихейца, обращенного в
религию того, кто даже на кресте молился за своих врагов!
Кто, по мнению христиан, были этими врагами “Господа” — не трудно
догадаться; Его новыми детьми и любимцами, заменившими в Его привязанности
сынов Израиля, Его “избранный народ”, было меньшинство, входящее в паству
Августина. Остальное же человечество являлось Его природными врагами. Кишащие
множества языческого мира были только топливом для адового пламени; горсточка
же церковной общины являлась “унаследователями спасения”.
Но если такая проскрипционная политика была справедлива и осуществление ее
было “сладким запахом” в ноздрях “Господа”, то почему не оказать презрения
также и языческим обрядам и философии? Почему тогда черпать так глубоко из
колодцев мудрости, вырытых и наполненных до краев теми же язычниками? Или же
эти отцы в своем желании во всем подражать избранному народу, чьи изношенные
туфли они старались приладить к своим ногам, задумали снова разыграть сцену
грабежа, описанную в “Исходе”? Разве они решили, убегая от язычества, как евреи
убегали из Египта, унести с собою ценности его религиозных аллегорий так же,
как “избранные” поступили с золотыми и серебряными украшениями?
Определенно кажется, что события первых веков христианства являются только
отражениями образов, отраженных в зеркале будущего во времена Исхода. В бурные
дни времен Иринея платоническая философия с ее мистическим погружением в
божество, в конце концов, не была уж такой неприятной для нового учения, чтобы
удержать христиан от использования ее глубокой метафизики где и как только
можно. Вступив в союз с аскетическими терапевтами — предками и прообразами
христианских монахов и отшельников — именно в Александрии, не забудем это, они
заложили первые основы чисто платонического учения о тройственности.
Впоследствии оно стало платоно-филонским учением и таким, каким мы находим его
теперь. Платон рассматривал божественную природу в трояком видоизменении
Первопричины, разума или Логоса, и души или духа вселенной.
“Три исходные или изначальные принципа”, — говорит Гиббон [51], — “были
представлены в платоновской системе как три бога, соединенные друг с другом
таинственным и невыразимым родством”.
Слив эту трансцендентальную идею с более гипостатическим образом Логоса
Филона, чье учение было учением старейшей Каббалы, и который рассматривал Царя
Мессию как метатрона или “ангела Господня”, Legatus, спустившегося в плоть, но
не как Самого Ветхого Днями31 — христиане облекли Иисуса, сына Марии, в это
мифическое представительство Медиатора для павшей расы Адама. Под этим
неожиданным одеянием его личность была утеряна. В современном Иисусе
христианской церкви мы находим идеал обладавшего ярким воображением Иринея, но
не адепта ессеев, таинственного реформатора из Галилеи. Мы видим его под
искаженной платоно-филоновой маской, не таким, каким его слышали ученики во
время Нагорной проповеди.
До сих пор языческая философия помогла им в построении основной догмы. Но
когда теурги третьей неоплатонической школы, лишенные своих древних мистерий,
стремились слить доктрины Платона с доктринами Аристотеля и посредством
объединения этих двух философий добавили к своей теософии первичные доктрины
Восточной “Каббалы”, тогда христиане из соперников превратились в
преследователей. Раз уж начали готовиться к публичному обсуждению, в форме
греческой диалектики, метафизических аллегорий Платона, то всей тщательно
разработанной системе христианской Троицы угрожало разоблачение, и божественный
престиж мог оказаться полностью разрушенным. Эклектическая школа, перевернув
порядок, перешла на индуктивный метод; и этот метод стал ее похоронным звоном.
Изо всего существующего на земле логика и разумные объяснения были наиболее
ненавистными для новой религии тайны, так как они угрожали разоблачить всю
основу концепции троичности, сообщить множествам людей доктрину эманаций и
таким образом разрушить единство целого. Этого нельзя было допустить, и это не
было допущено. История запечатлела христоподобные средства, к каким для этого
|
|